Мошенники

Андрей Бокарев и ГТЛК превратят Мурманск в угольную помойку

Основным инвестором проекта по созданию угольного порта Лавна в Мурманске станет совладелец холдинга УГМК Андрей Бокарев. Его итоговая доля в проекте может составить 75%, ФАС уже дала разрешение на сделку. Также участником концессии будет Государственная транспортная логистическая компания (ГТЛК). В терминал предполагается вложить 24 млрд руб., кроме того, около 20 млрд руб. дает бюджет на железную дорогу и дноуглубление. Эксперты и источники “Ъ” отмечают, что основными вопросами остаются качественная сырьевая база и перспективы падения спроса на уголь в Европе.

Премьер Дмитрий Медведев 1 октября распорядился заключить концессионное соглашение о строительстве угольного терминала Лавна и инфраструктуры в Мурманске, концедентом станет Росморречфлот, который в течение пяти дней должен направить ООО «Морской торговый порт Лавна» (МТПЛ, принадлежит ГТЛК) проект концессии. Срок подписания соглашения — не более месяца.

Лавна — ключевой элемент проекта Мурманского транспортного узла, мощность терминала — 18 млн тонн в год, стоимость 24 млрд руб. Запуск первой очереди (9 млн тонн) намечен на конец 2020 года, через год проект выйдет на полную мощность. Также частный инвестор должен вложить 0,9 млрд руб. в подъездные железнодорожные пути, сама железная дорога (18 млрд руб.) строится за счет бюджета, как и дноуглубление и системы навигационного обеспечения (1,8 млрд руб.). В ОАО РЖД сообщили “Ъ”, что корректируют параметры проекта по развитию подходов к портам Северо-Запада РФ для синхронизации с концессией.

Как рассказали источники “Ъ”, частным инвестором МТПЛ должен стать совладелец УГМК Андрей Бокарев.

Проект для него не новый: до ноября 2016 года МТПЛ было подконтрольно кипрской Stonven Finance Limited, связанной с входящим в УГМК «Кузбассразрезуглем» (КРУ). По данным собеседников “Ъ”, сейчас речь идет о структурах господина Бокарева, а не УГМК, переговоры возобновились после того, как швейцарский трейдер Mercuria, договорившийся с ГТЛК о долгосрочной загрузке Лавны (6–12 млн тонн угля в год), отказался от роли стратегического инвестора.

В УГМК отказались от комментариев, связаться с Андреем Бокаревым не удалось. В ГТЛК подтвердили “Ъ” факт переговоров с бизнесменом: «Проводятся корпоративные процедуры по рассмотрению сделки, уже получено одобрение ФАС» (в службе комментариев не дали). Предполагается, что инвестор приобретает 70%, 5% оставалось у господина Бокарева, уточняют в компании, не называя цену. В ГТЛК говорят, что инвестор заключит договор take-or-pay на условиях, необходимых для окупаемости проекта.

Один из источников “Ъ” пояснил, что основная идея вхождения Андрея Бокарева — прогнозируемый дефицит портовых угольных мощностей при росте экспорта.

Минэнерго ожидает роста добычи угля в РФ до 560 млн тонн к 2025 году с 420–425 млн тонн в 2018 году. Но, отмечает собеседник “Ъ”, сохраняются вопросы: снижение спроса на уголь в Европе и качественная сырьевая база для Лавны. Мощности КРУ планируется увеличить к 2022 году на 12%, до 52 млн тонн, но предприятие экспортирует уголь через Восточный порт в Приморье и «Ростерминалуголь» в Усть-Луге (оба входят в холдинг УПК, аффилированный с КРУ).

Максим Худалов из АКРА полагает, что уголь через Лавну могли бы экспортировать небольшие кузбасские производители, активы Дмитрия Босова и партнеров, казахские угольщики. При текущих ценах уголь из Лавны можно везти и в АТР, но как только он подешевеет в ответ на рост мировой добычи, основным направлением станет атлантический рынок, где спрос сокращается, говорит эксперт. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что без стратегического партнера-грузовладельца госинвестиции в железную дорогу были бы неокупаемы и нецелесообразны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *