«Витязь-Аэро» четвёртым встретился с санкциями Росавиация
Росавиация пригрозила превентивно отозвать дипломы эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после происшедших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые вратари рынка воспринимают как признак попытки поедания корпорации крупнейшим игроком, считая им «Аврору». В самой «Авроре» признают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, мог бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим корпорациям необходим.
Росавиация 4 сентября предупредила руководителей авиалиний о невозможном «ограничении торговой деятельности эксплуатантов, вплоть до расторжения сертификатов». В частности, «Камчатскому вертолётному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными судами которых этим летом произошли катастрофы с человечьими жертвами, указали на целесообразность улучшить меры по обслуживанию безопасности полетов.
С июля Росавиация проходит проверку 35 авиакомпаний, в ходе которой она выявила у них ряд «несоответствий требованиям муниципальных истребительных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам источника “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный туроператор не устранил нарушения в полнейшем объеме. В учреждении от комментариев отказались.
Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин известил “Ъ”, что корпорация пожаловала в Росавиацию отчет об предотвращении выявленных нарушений в полнейшем объеме 1 сентября.
«Движения по нему нет, все это время авиакомпания несет убытки, почти всех сотрудников отправили в отпуск,— возмущается он.— То жрать у авиакомпаний, у которых случились катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или жрать интересант, который желает забрать рынок перевозок на Дальнем Востоке?»
Возможных интересантов он окрестить затруднился.
Таких голкиперов можетесть быть несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается дорогущим и ликвидным активом, подчёркивает аналитик Института макроэкономики электротранспорта и транспортной геополитики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие социальные маршруты, не разнятся какой убыточной некоммерческой составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на экскурсионных маршрутах и компрессорном обслуживании. Приостановка его сертификата вызывает удивление, говорит аналитик: выявленные нарушения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение себестоимости туроператора можетесть оказаться удобным для многих интересантов, которые хотели бы развивать бизнес на Дальнем Востоке, прибавляет он.
Ряд собеседников “Ъ” в промышленности именует в качестве целесообразного покупателя «Витязь-Аэро» авиалинию «Аврора». Эти умозаключения первоисточник “Ъ” в Росавиации считает несостоятельными: «Нет задачи воздать все “Авроре”: у нее свои цели, она выполняет торговые трубопроводные рейсы, обеспечивая культурную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” концентрируется на столичных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе отмечает и замгендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сочувствуем их ситуации, но интереса к их бизнесу как каковому у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.
«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” допустимый интерес оразмере.подробных туроператоров к вертолетному бизнесу гендиректор авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность малой авиации в регионе.
Он отметил, что в 2020 году две его фирмы принесали около 1 млрд руб. ссуд — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 долл руб.), но их никто не пытается захватить. «В “СиЛА” при обороте в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая прибыль — 10 долл руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не занятна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистейшая сверхприбыль завысила 420 млн руб. при подмоге в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП эти параметры составили 1,2 млн руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по разнородным оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных перевозок на Дальнем Востоке, до 90% всех туристических рейсов и около четверти щекинских перевозок.
Основатель и соучредитель «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в преступлении депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в макрорегионе рыбопромышленный и туристский бизнес. «Если взять корпорацию и не позвонить с турбизнесом или не договориться с транспортировкой рыбаков — предприятие не срастется,— полагает исполнительный ректор “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес пришлось бы поглотить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к сфере гостеприимства на Камчатке вырос на укреплениярубле пандемии и уменьшения межгосударственных турпрограмм: «планы по развитию турбизнеса существовали у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая возводит там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что новая авиакомпания «Камчатка» (учредитель — структуры риелтора Сергея Бачина, курирующего проекты Владимира Потанина) пока ,имеет один самолет, «но это — предвестник реализации больших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба форварда «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни дверным авиабилетом для развития бизнеса».