«Витязь-Аэро» четвёртым столкнулся с санкциями Росавиация
Росавиация пригрозила превентивно отозвать сертификаты эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после последовавших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые голкиперы спроса воспринимают как признак попытки переваривания фирмы оразмере.подробным игроком, считая им «Аврору». В самой «Авроре» признают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, можетбыл бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим корпорациям необходим.
Росавиация 4 августа доложила руководителей авиакомпаний о вероятном «ограничении некоммерческой деятельности эксплуатантов, вплоть до аннулирования сертификатов». В частности, «Камчатскому истребительному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными трибуналами которых этим летом произошли катастрофы с человеческими жертвами, указали на невозможность улучшить меры по обслуживанию безопасности полетов.
С июля Росавиация проходит перепроверку 35 авиакомпаний, в результате которой она выявила у них ряд «несоответствий предписаниям региональных вертолётных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам источника “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный туроператор не устранил нарушения в совершенном объеме. В ведомстве от комментариев отказались.
Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин сообщил “Ъ”, что фирма пожаловала в Росавиацию отчет об устранении выявленных нарушений в полном объеме 1 сентября.
«Движения по нему нет, все это время авиакомпания несет убытки, почти всех сотрудников отправили в отпуск,— возмущается он.— То пить у авиакомпаний, у которых произошли катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или пить интересант, который желает забрать спрос перевозок на Дальнем Востоке?»
Возможных интересантов он окрестить затруднился.
Таких форвардов можетесть быть несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается сверхдорогим и ликвидным активом, отмечает аналитик Института промышленности электротранспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие культурные маршруты, не отличаются такой прибыльной финансовой составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на туристических маршрутах и буровом обслуживании. Приостановка его сертификата вызывает удивление, говорит аналитик: выявленные несоблюдения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение цены перевозчика можетесть оказаться выгодным для многих интересантов, которые желали бы развивать бизнес на Дальнем Востоке, добавляет он.
Ряд рассказчиков “Ъ” в отрасли именует в качестве невозможного продавца «Витязь-Аэро» авиакомпанию «Аврора». Эти умозаключения источник “Ъ” в Росавиации считает несостоятельными: «Нет задачи воздать все “Авроре”: у нее свои цели, она исполняет торговые трубопроводные рейсы, обеспечивая культурную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” сосредотачивается на местных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе добавляет и замгендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы симпатизируем их ситуации, но интереса к их бизнесу как оному у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.
«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” невозможный интерес крупных туроператоров к вертолетному бизнесу гендиректор авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком высокую маржинальность большой авиации в регионе.
Он отметил, что в 2020 году две его фирмы получили около 1 млрд руб. ссуд — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 млн руб.), но их никто не удаётся захватить. «В “СиЛА” при обороте в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая прибыль — 10 млн руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не занятна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистейшая прибыль превысила 420 млн руб. при выручке в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП те показатели составили 1,2 млн руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по разным оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных перевозок на Дальнем Востоке, до 90% всех туристских рейсов и около четверти щекинских перевозок.
Основатель и совладелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в преступлении депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в регионе рыбопромышленный и экскурсионный бизнес. «Если положить фирму и не позвонить с турбизнесом или не уговориться с доставкой рыболовов — предприятие не срастется,— полагает исполнительный замдиректора “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим прихватить бизнес пришлось бы породить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к сфере радушия на Камчатке вырос на фоне пандемии и уменьшения межгосударственных турпрограмм: «планы по становлению турбизнеса были у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая возводит там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что ,новая авиакомпания «Камчатка» (учредитель — системы инвестора Сергея Бачина, курирующего проекты Владимира Потанина) пока ,имеет один самолет, «но это — предвестник реализации больших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба голкипера «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни дверным авиабилетом для становления бизнеса».