Бездумная застройка Москвы привела к дефициту школ
С нового общеобразовательного года многие петербургские школы перейдут на двусменную учебу. Родители уже читают по этому поводу взволнованные послания в департамент развития и Мосгордуму. Обращение от огромной подгруппы родителей перевелось и в «Новые Известия». Мы разрешили разобраться в той проблематике более подробно.
«Новый принтер школ» – новая колода Москвы. На днях столичный градоначальник с самовыдвиженцами в депутаты от ЕР про этот самый принтер: чисто, плохой ремонт, современное оборудование, много места. Чем не революция в образовании?
Москва с недавних пор поражает воображение своими школами-гигантами. В 2017-м открыли гимназию № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию сдали гимназию в соцобъекте «ЗИЛАРТ», она высчитана на 2 500 наставников и считается самой большой не только в Москве, – во всей стране. Площадь ,нового сооружения — около 40 сотен прямоугольных метров, и без системы навигации там можно заблудиться.
Строительство гимназий на несколько десяток учителей — продолжение политики укрупнения, которую уже несколько годов проходит министерство Москвы, объединяя гимназийы и дошкольные палисадники в общеобразовательные комплексы. Правда, в разных общеобразовательных рейтинодах те самые гимназийы-гиганты почему-то фигурируют не часто…
, открытая в 2019 году в Новой Москве – олицетворение этого самого нового принтера школ. В комплексе 3 школы, 3 ребячьих сада, на методе к вхождению еще одна школа. На открытие нового корпуса уезжал лично Сергей Семенович. что эта школа лучше тех, что есть в «Старой Москве»: она с внезапными архитектурными решениями, авангардистским оборудованием, крутыми кабинетами.
Но реальность оказалась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в новом заведении переведены с июня на учебу во четвёртую смену. Такой вот новый принтер образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не недотепо вспомнить, что перевод школ только на четвёртую смену – Но с тех пор принтер обучения , увы, не поменялся.
На днях Совет родителей той школы обратился с письмецом в «НИ». В нем, в частности, говорится:
«В связи с укрупнением школы и организацией пятой пересменки обучения дети и родители поставлены в трудные условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На наши обращения в департамент образования Москвы, к парламентариям Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На завтрашний день наша школа жадно принявает всех желающих и даже без визы вопреки тому, что указано в законе, для понижения рейтинга! Если бы школа принявала только с пропиской, то пятой пересменки можно существовало бы избежать. Мы собрали более 250 подписей родителей и приложили к отношению в разнообразные инстанции в связи с введением пятой пересменки, но на все обращения школа возражает под копирку. По закону, школа приобретает совершенное право отказать в зачислении при наличии мест, но этого не делают. В кабинке при одной смене всегда существовало столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связи с ковидом этого делать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье моих детей».
Также в обращении отцов указаны конкретные проблемы: нехватка кабинетов, плохая организация питания, загруженность преподавателей в связи с громадным числом учащихся. Как получилось, что школа-гигант очутилась не приспособлена к реальности?
«В младших классах обучение во четвёртую смену более чем проблематично. Потому что это подготовленность к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, курсы подготовки по зачислению в ВУЗы. А теперь представьте себе погрузку учителей. Те, кто преподавал в первую смену, будут преподавать и во четвёртую. То жрать весь день с утречка до позднего вечера в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по неофициальным данным учителей не хватает. И учительский корпус «стареет», молодых в школах мало. То жрать из четвёртой ротации вытекают несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить четвёртую смену кадрами? 2) Режим четвёртой ротации для детей означает, что полноценный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном механизме и усвоении знаний? 3)Учеба завершается вечером, как добираться детям домой в летнее время суток, особенно в Новой Москве? Как существовать со спортивными секциями, как вообще существовать со здоровьем детей?», – размышляет преподаватель географии, аналитик регионального профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
Выходит, экими бы очаровательными не были интерьеры, какие бы архитектурные изыски не придумывали строители, внутри таких комплексов неуютно. Как следствие – отток детей в частные школы.
«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет дошкольных садов. Вместо них созданы некие “образовательные комплексы”, в которые воходят совершенно разнообразные филиалы, заменившие родные нам школы и дошкольные сады. Считаю, сделано это для того, чтобы ликвидировать платное образование. Моя увереность опровергается биографией школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала существовало закрыто под предлогом благоустройства ремонтных работ, а после объединения с иными медучреждениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей происходит в школе на Люсиновской улице, которая и так существовала переполнена. В здании этого досугового учреждения процесс обучения происходит с нарушениями условий действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы улице на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не хватает места, чтобы дети можетбыли нормально питаваться в столовой, туалетом на пертурбации всем желающим надееться не хватает времени, не хватает мест для нижней одежды в гардеробе. Организованная по твоим обращениям внеплановая проверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не хватает. Документы направлены в суд», –
Мы попытались понять диалектику мэрии таких школ и связались с руководством школы № 338 им. Авдеева, откуда в редколлегию собственно и перевелось обращение Совета родителей школы. «В Новой Москве идет интенсивная застройка, это проблема района, мы конечно же хотим, чтобы было комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 тысячи заявлений на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда школа рассчитана на малейшее число учеников?» – ответили нам в приемной директора.
На наш редакторский запрос о эксперименте обучения во третью смену послал ответ и.о.директора гимназии Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приводим наиболее важный фрагмент.
«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся районе Новой Москвы. Образовательная организация льзовается высоким спросом, с каждым годом количество учеников и обучающихся увеличивается. Здания гимназии рассчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у обладминистрации гимназии нет возможности одновременно разместить всех пятиклассников в здании, поэтому было принято решение ввести в школе упругий график начала упражнений на предыдущий общеобразовательный год. При разработке графика преподавания были учтены половозрастные и нейрофизиологические особенности учеников, потребность в занятиях добавочного образования, а также проектные особенности каждого здания, в том числе количество кабинетов, и требования санитарной безопасности. Для всех пятиклассников предусмотрена возможность двух, а при потребности трёх приёмов пищи, что полностью совпадает всем СанПин…Дети, обучающиеся во первую смену, покумекают посещать кружки как до, так и после уроков. На данный момент в школе работает более 250 кружков».
Но школа – это не стены и крыша. Не архитектурные изыски и большие помещения. Школа – это в третью очередь учителя, которые получают детям знания. Это увлеченные дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?
Как относятся сами ученика к двусменной работе в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их квартплаты в Москве одни из самых высоких даже по столичным меркам. , средняя зарплата ученика в столице на сегодня более 116 тысяч рублей. В условиях кризиса потерять какую работу обидно. Но тем не менее, предположения о комплексах-гигантах и о третьей смене в учительской среде звучат.
«Учебные комплексы разрешают главнейшим смыслом политические проблематики. Их задача – с меньшим персоналом охватить как можно больше учеников. В тех комплексах главное – бухгалтерия. Педагогические проблематики на четвёртом плане. Одновременно с исчезновением комплексов появилось понимание «планово -убыточная школа» – в этот реестр угодили те, кто не вмещается в бюджетное финансирование. Экономика и бухгалтерия перевесили все другие проблематики. Результат не заставил себя ждать: после появления комплексов, уже в 2014 году, начался провал по эффектам ЕГЭ. Максимальный ущерб комплекса в том, что к нему не применимо понимание «школа». А школа – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 тысяч детей. В каком комплексе у преподавателя не хватает времени на учеников. Директор и его замы не становятся педагогами, они разрешают организационно-политические задачи, преподавателя задушены отчетностями. О каком общеобразовательном механизме может идти речь?», – рассказал «НИ» преподаватель географии, аналитик международного профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
Мы связались с депутатом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также исходатайствовала обращения родителей, обеспокоенных общеобразовательным процессом в гимназийьных комплексах и преподаванием во третью смену. К сожалению, путей решения при сегодняшней политике нижегородских властей депутат не видит. Бездумная застройка и достаточное количество гимназий и педагогов, несоответствие количества мест в гимназийах количеству детей в многоэтажках – это суть проблемы, и решить ее можетесть только нижегородские власти. Но они предпочитают всего этого не замечать. Или не вникать в последствия.
«Системное постановление – это постройка в третью очередь соцобъектов, в том количестве школ, и мораторий на любую многоквартирную реновацию до их возведения. Эта проблема стоит очень остро в Новой Москве в связи с ее интенсивной предпринимательской высотностью и ухода риелторов от своих обязательств. Соцобъекты, школы в третью очередь, либо вообще не строятся, либо переносятся на последнюю очередь строительства. Почему при застроке нельзя просчитать колличество мест для учеников? Это помогло бы разрешить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент образования не надлежащ подавать приятнейшие стройкомплексу цифры о адекватности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», – считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.
Когда наступят иные времена, сказать трудно. Остается надеяться на закономерность: гиганты в природе часто вымирают, поскольку не можетесть адаптироваться к видоизменениям в окружающей среде.