Возглавляемый Денисом Лысковым направил в страховую компанию Starr Aviation и в компанию-заказчик Astrol с целью получения разъяснений, на каких основаниях была проведена страховая выплата за потерянные спутники Landmapper, поскольку запуск выводившей их ракеты-носителя “Союз-2” официально признан успешным. При этом страховщик уверяет, что информацию о нештатной ситуации с ракетой он получил из данных телеметрии самого Главкосмоса. Кроме того, от еще одной компании, потерявшей свои спутники в похожей ситуации, еще и требуют выплатить штраф.
Ранее сообщалось, что на “Союзе-2-1А” 14 июля 2017 года было запущено 73 спутника, в том числе два аппарата CORVUS-BC, которые в дальнейшем были переименованы заказчиком в Landmapper. Такое количество выводимых за один раз спутников стало рекордным для России, однако в конце лета стало известно, что несколько из аппаратов не вышли на связь. Ранее сама компания Astro Digital об инвестициях фонда Larnabel Enterprises, основанного семьей Гуцериевых, и инвестиционной компания VP Capital Виктора Прокопени в создание спутников для космической съемки земной поверхности — они числятся среди потерянных аппаратов.
Кроме того, среди запускаемых аппаратов были и два спутника ДЗЗ МКА-Н, собранных частной космической компанией «Даурия» по заказу Роскосмоса за его средства. Уже в августе основной аппарат, российский «Канопус-В-ИК» начал присылать снимки поверхности Земли, однако другие спутники не вышли на связь. Сначала стало известно о неудаче с запуском экспериментального спутника «Маяк», созданного руками энтузиастов космонавтики при поддержке Московского политехнического университета. После выхода на орбиту спутник должен был развернуть солнечный отражатель в форме пирамиды и стать видным с поверхности Земли, как яркая звезда. Однако по невыясненным причинам «пирамида» не развернулась, и эксперимент не удался. Позднее «Даурия Аэроспейс», создатель двух малых аппаратов МКА-Н, собранных за государственный счет, также признала, что после выведения связь со спутниками так и не удалось установить.
О том, что на связь не вышли как минимум восемь из 73 запущенных спутников, в начале сентября сообщили американские СМИ, причем все проблемные спутники были выведены разгонным блоком «Фрегат» на одну, 600-километровую орбиту. Это обстоятельство породило версию, что отказ спутников был связан с нештатной работой на этапе выведения самой ракеты, точнее – разгонного блока «Фрегат», который растаскивал аппараты по трем разным орбитам. В сентябре, отвечая на вопрос об этой ситуации, глава «Роскосмоса» заявил, что все спутники были выведены в заданные точки, «мы свою задачу выполнили».
Однако на днях стало известно, что Landmapper, чьи спутники так и не вышли на связь, все-таки получила страховую выплату. По данным , страховщик согласился на выплату после того, как Astro Digital представил данные телеметрии, предоставленные Главкосмосом — дочерним предприятием Роскосмоса, заключающим контракты с иностранными заказчиками.
«Эти документы показали, что один из двух управляющих двигателей «Фрегата» не запустился, и вместо этого пролил гидразин, который взорвался при запуске второго двигателя», — утверждает издание. Речь идет об отказе одного из так называемых жидкостных двигателей малой тяги на борту «Фрегата», которые помимо управления ориентацией, они принимают участие в запуске маршевого двигателя разгонного блока.
Кстати, к схожим предположениям приходил Александр Шаенко, руководитель проекта «Маяк»: «По нашим предположениям возможной причиной отказа «Маяка» и девяти его попутчиков может являться попадание на них продуктов разложения гидразина из ЖРД МТ разгонного блока «Фрегат». Продукты разложения вступили в химическую реакцию с конструкционными материалами фотоэлектрических преобразователей солнечных батарей, вызвав их загрязнение, и с конструкционными материалами бортовой аппаратуры, вызвав их коррозию».
«Выплата страховой суммы означает, что страховая компания получила аргументы в пользу нештатной ситуации, то есть наступления страхового случая, — пояснил источник в космической отрасли. – Если бы вина лежала на компании, которая собирала спутники, никакую страховку они бы не получили. Это прецедент, который указывает на то, что там что-то произошло». По его словам, страховая выплата за аварийный пуск означает, что в будущем будет повышаться страховая ставка на запуски, но не для оператора пуска, а для будущих владельцев спутников.
Тем временем, так и не расследовав причины отказа, написал в «Даурию» письмо с требованием вернуть 290 млн рублей, затраченных на разработку двух спутников МКА-Н. «Роскосмос» считает, что поскольку цели спутников не достигнуты, то «Даурия» обязана возвратить денежные средства, перечисленные государственным заказчиком в счет оплаты работ по всем предыдущим разработки, говорится в письме.
«На июльском запуске «Союза» с Байконура произошла нештатная ситуация, в результате чего были потеряны спутники, разработанные двумя нашими портфельными компаниями: «Даурией» и Astro Digital, — прокомментировал «Газете.Ru» Илья Голубович. управляющий партнер венчурного фонда I2BF Global Ventures. — Сегодня мы наблюдаем интересную картину: Astro Digital получила страховку, на основании документа от Главкосмоса, подтверждающего наличие нештатной ситуации. А «Даурия», по той же причине потерявшая спутники, получила письмо из «Роскосмоса», в котором с нее потребовали компенсировать за свой счет потерю аппаратов, произведенных по госконтракту. Известно, что «Роскосмос» страховал свои спутники, в том числе произведенные «Даурией», но при этом за страховой выплатой так и не обратился.
«После июльского пуска, мы почти каждый месяц обращались в Роскосмос с предложением созвать аварийную комиссию и выяснить причину потери спутников. Аварийную комиссию так и не собрали, но в материалах Госкомиссии, которая приняла решение остановить летные испытания, Роскосмос подтвердил, что причина потери аппаратов – «внешние воздействия», — пояснил Сергей Иванов, генеральный директор группы компаний . — Мы были уверены, что «Роскосмос» обратится к страховщикам, но этого, к сожалению, до сих не произошло. Очень рассчитываю на то, что после получения страховой выплаты американцами, наш заказчик наконец изменит свою позицию и запустит процесс получения страхового покрытия по нашему контракту».
Признали аномалию
Тем временем, комментируя информацию о страховой выплате, в Главкосмосе впервые за полгода подтвердили «аномалию» в работе одного из двигателей «Фрегата». Из ответа, правда следует, что там не считают разгонный блок частью ракеты, что вызывает недоумение у некоторых специалистов в ракетно-космической отрасли.
«Аномалии в работе РН «Союз-2» отсутствовали. По результатам анализа телеметрической информации РБ «Фрегат» была зафиксирована аномалия в работе одного из двигателей малой тяги, которая была устранена системой управления РБ «Фрегат», — сообщили в организации. — В результате КА «Corvus-BC1/2» были выведены на заданную расчетную орбиту высотой 601 км с наклонением 97,61 с отклонениями в пределах допуска. Контрактные обязательства АО Главкосмос перед заказчиком были выполнены в полном объеме».
Как сообщало агентство «Руспрес», возглавляемая Владиславом Филевым компания S7 приняла решение использовать в проекте украинские ракеты «Зенит» вместо «Союзов» производства РКК «Энергия».