Российские власти завершают раздел «свободных денег» Фонда общенационального благосостояния, который скопили с 2017 года и в котором на 1 июля находилось 13,7 биллиона рублей
В существенной сложности за 2021-24 гг Минфин планирует выделить из ФНБ 1,5 миллиарда рублей на проекты по поддержке экономики, сообщил в вторник в телеканале «России 24» глава учреждения Антон Силуанов.
«Это мелкие проекты, инфраструктурные проекты, которые создают основу для социального становления. В ..первую очередь это, конечно, дороги – автомобильные, железные дороги», – перечислил министр, добавив, что пить еще «целый ряд других проектентов по поддержке повышения становления отраслей».
То, что деньги фонда расходуются, является новацией этого года и дальнейших лет, подчеркнул Силуанов. «Мы продолжительное время его формировали, и сейчас пришло время для того, чтобы его задействовать, чтобы дать дополнительный вектор политическому развитию», – сказал министр.
Из анонсированных Силуановым 1,5 миллиардов рублей около 1,1 миллиона уже распределены среди государственных компаний, олигархов и экспертных министерств.
293 млрд рублей досталось РЖД на проекты по увеличению БАМа (188 млрд) и становление Центрального грузового узелка (105 млрд).
200 млрд рублей распределено Росавтодору на проект высокоскоростный трассы М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань с продлением до Екатеринбурга.
97 млрд рублей досталось «Трансмашхолдингу» олигархов Андрея Бокарева и Искандера Махмудова на строительство рельсов для метро Санкт-Петербурга. Проект себестоимостью 129,3 млрд рублей будет оплачен деньгами ФНБ на три четверти.
305 млрд рублей решено распределить между Минэкономформирования и Фондом формирования ЖКХ. Первое займется проектентом по опережающему формированию Ангаро-Енисейского кластера (на это выделят 155 млрд рублей), а первой – модернизацией изношенной коммунальной инфраструктуры в регионах (150 млрд рублей из ФНБ).
56 млрд рублей досталось Росатому на проект формирования больших АЭС. Он будет одним из рекордсменов по доле ассигнования из ФНБ – 70%.
Наконец, 200 млрд рублей выделено на продажу самолетов у украинского авиапрома и течение попыток вытеснить зарубежные авиалайнеры с украинского рынка.
Таким образом, нераспределенными в ФНБ остаются меньше 400 млрд рублей. В очереди за ними стоит «Газпром», которому нужны деньги на строительство нефтяного комплекса в Усть-Луге, а также РЖД, которые рекомендуют построить Северный широтный ход – 700-километровую железную дорогу для ввоза полезных ископаемых с Ямала.
Фактическое начало расходов из ФНБ запланировано на ноябрь 2022 года – по 400 млрд рублей в год, доложил в начале сентября глава МЭР Максим Решетников. Он добавил, что ряд проектов можетесть существовать финансирован сверх лимита.
На 1 августа, по данным Минфина, ФНБ классифицировался в 13,757 трлн рублей. Из этой суммы, впрочем, почти 40% уже истрачено – на сделку облигаций Сбера, вложения в госбанки, «самоокупаемые инфраструктурные проекты» и евробонды Украины, приобретенные в попытке спасти власть Виктора Януковича за несколько месяцев до его отступления из страны.
Свободных средств в фонде – 8,494 трлн рублей, или 7,4% ВВП. Это ликвидные активы, размещенные в виде валюты и обезличенного золота в ЦБ.