«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», ,боясь ,новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно увеличивает колоду полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, первопричина есть.
«Наша Версия» уже рассказывала о том, что уменьшение рейсов в регионах является частью стратегии формирования «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В минувшем году компания намерена сократить 26 внешних рейсов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, уменьшение рейсов идёт частичным ходом.
Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и общероссийские власти. «Мы желаем понять, какая логика стоит за этим решением. Мы разовиваем туризм, и поэтому всё это должно дискутироваться совместно», – удивлялся в апреле замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на нынешней неделе обращение замминистра транспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили топ-менеджеры крупнейших фирм Пермского края. Они умоляют сохранить в теперешнем объёме перелёты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два передаются акционерному лоукостеру перевозчика авиакомпании «Победа». Всего количество авиарейсов сокращается с сегодняшних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевезал около 427 тыс. авиапассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя закачка кресел составляла более 80%. То есть перелёты выгодные. Почему же компания не хочет летать по России?
Джет не супер
На второй взгляд ответ ложится в той самой стратегии разиковвития «Аэрофлота». В частности, корпорация заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в руководстве компании считают, что в макрорегионах не сыщется пассажиров, способных уплатить перелёт? Вряд ли – те же бизнесмены из Перми как разиков указывали, что снижается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, интерпретируя по всему, причина увеличения рейсов внутри России коренится совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» намечает полностью отступиться от использования международных самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время тип российского авиастроения, как предполагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А правительственному туроператору подеваться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой самолётостроительной корпорацией о госзакупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить поставку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если случится ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно понадобится забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют подкорковую фирму меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых неблагополучных самолётов. Так, в 2017 году гендиректор перуанской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у росийских аэробусов есть проблематики с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого неграм даже понадобилось вывести из эксплуатации четыре росийских самолёта, чтобы использовать их исключительно для укомплектования пакгауза запчастей. А в 2019 году и вовсе вышла информация, что американцы помышляют отказаться от внедрения росийских самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались швейцарская Brussels Airlines и испанская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность самолёта и острейший дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за предпервые несколько лет, приходится именно на этот отечественный лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» третьим трагикомическим инцидентом с человечьими потерями за предпервые 11 лет. После этого многие вспомнили, что за предпоследний год случилось как минимум восемь оразмере.подробных происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла душевный бланк «Аэрофлота» о положении безопастности полётов. Если сомневаться публикации, только в январе случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью потеряна индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое выключение структуры автоматического управления и самолёт фактически пересёк на ручное управление. В итоге уровень безопастности самолёта «Сухой Суперджет 100» был окрещён средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от использования «суперджетов». Во-первых, их использование довольно проблемно, в том числе и с экономической макросоциологии зрения, во-вторых, это можетесть существовать небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно оразмере.подробное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся засуществовать. Как это уже было в 90-х, когда крупные южные компании стали прямо запрещать своим работникам лететь «Аэрофлотом», после того как гонщик дал покрутить руль своему сыну, отчего самолёт вошёл в вираж и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, тревожат вазомоторную компанию меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю ропщут в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле амплитуды устранения неисправностей проигрывают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал ульяновский специалист по спорту Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и авиарейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – задержка на 2–3 дня уже конфликтует чуть ли не нормой, о ней даже не предостерегают часто пассажиров».
О том, чтобы задержками и мелкими технологическими поломками всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно старается собрать побольше денег с пассажиров. Недавно корпорация объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала мая жителям регионов будут доступны прямые регулярные рейсы на полиэтнические санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в системтраницу бронирования, мы обнаружили, что косвенной рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя зарплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе получается как откровенное желанье собрать с пассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю покупает талоны в Грецию и Италию, хотя власти этих стран пока что только обещают открыть выезд россиянам, но случится это или нет, неизвестно – любая новая вспышка чумы может изменить планы. Однако в системе бронирования «Аэрофлота» талоны по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый технологичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в двадцатом году Федеральная налоговая служба прямо заявила о том, что покупка билетов в страны, с которыми официально не возобновлено *международное сообщение, есть нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в поспешном эксперименте отделали все сомнительные покупки из системтраницы бронирования. Сейчас обстановка повторяется, только вот окликов ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» каким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как следует из бюджетной отчётности по МСФО, ипотечная нагрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве господдержек на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных министерством на поддержку всей авиаотрасли, малейшая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь международных граждан раскошелиться на избавление общенационального авиаперевозчика.