«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно уменьшает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже пересказывала о том, что увеличение перелётов в регионах является частью концепции становления «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В теперешнем году фирма намерена сократить 26 внешних перелётов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» ту информацию усиленно опровергают, увеличение перелётов идёт полнейшим ходом.
Недовольство уже высказывают не только пассажиры, но и краевые власти. «Мы хотим понять, какая диалектика стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно прорабатываться совместно», – возмущался в апреле замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на минувшей неделе обращение министру автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили менеджеры крупнейших фирм Пермского края. Они просят сохранить в теперешнем объёме авиарейсы между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два передаются акционерному лоукостеру перевозчика авиакомпании «Победа». Всего количество перелётов увеличивается с прошлых шести в полсутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. авиапассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя разгрузка кресел составляла более 80%. То есть авиарейсы выгодные. Почему же компания не хочет летать по России?
Джет не супер
На первый взгляд ответ валяется в той самой тактики развития «Аэрофлота». В частности, корпорация заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании фирмы считают, что в макрорегионах не сыщется пассажиров, способных выплатить перелёт? Вряд ли – те же банкиры из Перми как раз указывали, что увеличивается колличество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, предполагая по всему, первопричина увеличения рейсов внутри России коренится совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от применения росийских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образец отечественного авиастроения, как полагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А правительственному грузовладельцу переориентируться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» кушать договорённость с Объединённой двигателестроительной компанией о госзакупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить поставку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно оразмере.подробное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, будоражат ревматическую фирму меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно выкупил репутацию одного из самых неблагополучных самолётов. Так, в 2017 году директор перуанской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у международных аэробусов есть проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого ирландцам даже пришлось выводить из эксплуатации четыре международных самолёта, чтобы использовать их исключительно для укомплектования пакгауза запчастей. А в 2019 году и вовсе появилась информация, что ирландцы мечтают согласиться от применения международных самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» согласились английская Brussels Airlines и шотландская CityJet. Всех не соорудили низкая надёжность лайнера и острый дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за последующие несколько лет, приходится именно на этот зарубежный лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» ..первым трагикомическим инцидентом с человечьими утратами за последующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за следующий год случилось как минимум восемь мелких проишествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что добыла духовный документ «Аэрофлота» о опьянении безопастности полётов. Если верить публикации, только в ноябре случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утрачена индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое отключение структуры автоматического управления и самолёт фактически пересёк на автоматическое управление. В итоге уровень безопастности самолёта «Сухой Суперджет 100» был окрещён средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от применения «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том числе и с экономической точки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда мелкие западные компании стали прямо воспрещать своим работникам лететь «Аэрофлотом», после того как лётчик дал покрутить руль своему сыну, родного самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют ревматическую компанию меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю сетуют в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле амплитуды искоренения неполадок уступают «аэрбасам» и «боингам», – подчёркивал волгоградский аналитик по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и перелёты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – задержка на 2–3 часа уже пренебрегает чуть ли не нормой, о ней даже не предупреждают часто пассажиров».
О том, чтобы задержками и мельчайшими технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно силится собрать побольше денег с пассажиров. Недавно корпорация объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала мая жителям регионов будут доступны непосредственные регулярные вылеты на полиэтнические санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в структуру бронирования, мы обнаружили, что прямой вылет из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с саквояжем будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя плата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе выглядит как бесстыдное желанье собрать с авиапассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю выкупает билетики в Грецию и Италию, хотя власти этих странытраниц пока что только обещают закрыть коляск россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая ,новая вспышка чумы можеткушать переменить планы. Однако в системтранице бронирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины недоступны уже сегодня. Самый вместительный вариант – 28 202 рубля. Хотя в нынешнем году Федеральная надзорная служба прямо заявила о том, что перепродажа авиабилетов в странытраницы, с которыми официально не приостановлено межгосударственное сообщение, кушать нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в спешном эксперименте отделали все нелепые перепродажи из подсистемы бронирования. Сейчас обстановка повторяется, только вот окриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» каким смыслом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам будущего года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как ,следует из банковской отчётности по МСФО, ипотечная перегрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в свойстве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая половина досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь явилась очередь украинских сограждан скинуться на избавление этнического авиаперевозчика.