Таврин продает «СТС медиа», рассказали «Ведомостям» сотрудники двух крупных медиакомпаний. Сейчас холдинг ЮТВ, который полностью принадлежит Таврину, контролирует 75% акций «СТС медиа». Остальное – у кипрского Telcrest, акционеры которого – «Национальная медиа группа» (НМГ), ВТБ, структуры владельца «Северстали» Алексея Мордашова и «Сургутнефтегаза». Самой НМГ владеют структуры банка «Россия» Юрия Ковальчука, структуры Мордашова и несколько частных инвесторов, имена которых группа не раскрывает.
Пакет Таврина покупает консорциум НМГ и ВТБ, которые получат полный контроль над «СТС медиа», знает один из собеседников «Ведомостей».
Таврин подтвердил «Ведомостям»: переговоры по продаже «СТС медиа» консорциуму НМГ и ВТБ находятся в финальной стадии. Гендиректор НМГ Ольга Паскина уточнила, что сделка, скорее всего, будет закрыта до конца года. ВТБ – участник консорциума, покупающего «СТС медиа», подтвердил представитель банка. Все трое отказались раскрыть, как делятся доли партнеров внутри консорциума.
«СТС медиа» – один из крупнейших частных медиахолдингов в России. Он управляет пятью развлекательными телеканалами – СТС, «Домашний», «Че», СТС Love и CTC Kids. Последний раз компания раскрывала выручку по итогам 2015 г., тогда она составила 21,5 млрд руб. В 2017 г. доходы «СТС медиа» выросли по сравнению с предыдущим годом на 12,8%, сообщал холдинг, но абсолютные цифры не называл.
Таврин и его тогдашний партнер по ЮТВ Алишер Усманов купили пакет «СТС медиа» в конце 2015 г.: шведская MTG и американские миноритарии холдинга были вынуждены срочно искать российского покупателя из-за того, что Россия ограничила 20% долю в СМИ для иностранцев. Таврин тогда признавал, что приобрел «СТС медиа» по выгодной цене – за контроль над холдингом они вместе с Усмановым заплатили $193 млн. Позднее Усманов продал долю в ТВ-бизнесе.
Таврин и Усманов рассчитывали объединить ЮТВ и «СТС медиа», рассказывали «Ведомостям» источники, близкие к этим бизнесменам. План не удался и это одна из причин, почему Таврин в итоге продает актив, знает один из этих источников. Таврин отвечает на это, что сейчас хороший момент для продажи «СТС медиа» и это всегда было для него прежде всего финансовой инвестицией.
Таврин, Паскина и представитель ВТБ отказались раскрыть финансовые детали сделки. Таврин уточнил, что продает свой пакет дороже, чем прибрел его: «За несколько лет «СТС медиа», как мы и предполагали, существенно улучшил показатели, актив вырос в цене, мы хорошо заработаем на этой сделке».
Как менялись собственники «СТС медиа»
1996 г.
американец Питер Герви запускает канал СТС
1997г.
долю в СТС покупает «Альфа- групп»
2006 г.
«СТС медиа» провела IPO на NASDAQ
2011 г.
«Альфа-групп» продает свой пакет в «СТС медиа» Юрию Ковальчуку и его партнерам
2016 г.
Иван Таврин и Алишер Усманов закрывают сделку по покупке 75% бизнеса «СТС медиа», компания уходит с биржи
Увеличение доли в «СТС медиа» в партнерстве с сильным финансовым игроком укрепит позиции НМГ на телерынке, заявила Паскина. Эфирные каналы НМГ («Рен ТВ» и «Пятый»), его платные каналы (входят в семейства Viasat, Discovery, Euronews, Sony и т. д.), а также каналы «СТС медиа» совокупно займут первое место по ТВ-аудитории на рынке, утверждает она. По оценке исследовательской компании Mediascope, сейчас каналы НМГ и «СТС медиа» в среднем в сутки смотрит 24% всех российских зрителей старше четырех лет (доля аудитории, данные за первые девять месяцев 2018 г. по городам с населением более 100 000 человек). Также Паскина ссылается на то, что увеличение пакета в «СТС медиа» позволит эффективнее использовать синергию между этим холдингом и НМГ в области рекламы, закупки контента, монетизации в интернете и т. д. Так, сейчас «Эверест-С», сейлз-хаус «СТС медиа», уже занимается продажей рекламы и спонсорства каналов НМГ, и у двух холдингов с 2017 г. действует единая система закупки прав на кинофильмы. Вопрос о возможности объединения НМГ и «СТС медиа» в единый бизнес Паскина оставила без ответа, но указала, что гендиректором «СТС медиа» останется Вячеслав Муругов.
Для ВТБ увеличение пакета в «СТС медиа» уже вторая крупная сделка на медиарынке. В 2013 г. «ВТБ капитал» стал совладельцем крупнейшего оператора наружной рекламы в России – Russ Outdoor. Представитель ВТБ называет покупку «СТС медиа» хорошей инвестиционной возможностью для банка: «СТС медиа» активно развивался последние три года, это эффективный бизнес, а у сделки «интересные параметры». ВТБ не будет участвовать в операционном управлении «СТС медиа», продолжает он: «Мы рассчитываем на экспертизу нашего партнера, профильного инвестора».