КамАЗ увеличивает инвестиции в непрофильный авиабизнес. Концерн планирует вложить не менее 1 млрд руб. в новый международный терминал аэропорта Бегишево между Набережными Челнами и Нижнекамском. В результате планируется увеличить пассажиропоток вдвое, до 1 млн человек. Крупные предприятия нередко становятся инвесторами местных аэропортов: например, «Фосагро» тратит деньги на аэропорт Хибины в Апатитах, а ГМК «Норильский никель» — на Алыкель в Норильске. Но в отличие от этих примеров проект КамАЗа может оказаться реально окупаемым, отмечают эксперты.
КамАЗ планирует построить второй терминал аэропорта Бегишево (расположен между Набережными Челнами и Нижнекамском) для обслуживания международных рейсов, заявил гендиректор компании Сергей Когогин. По его оценкам, на это нужно «около 1 млрд руб. заемных средств аэропорта и отдельного юрлица», а «большой необходимости в инвесторах нет», поскольку «нет проблем с банками». Топ-менеджер заверил, что финансовая модель проекта позволяет за пять-шесть лет «построить нормальный бизнес и инвестировать в это направление». В КамАЗе уточнили, что документация уже проходит госэкспертизу, после одобрения проект рассмотрит совет директоров концерна, тогда и станут известны окончательный объем вложений и сроки строительства. Финансировать проект будет сам КамАЗ.
КамАЗ получил 99,9% акций аэропорта в 2008 году, после чего, по словам Сергея Когогина, «весь крупный бизнес сбросился и провел реконструкцию взлетно-посадочной полосы». Также был реконструирован пассажирский терминал, перрон и рулежные дорожки. Доехать поездами ОАО РЖД из Набережных Челнов или Нижнекамска в Москву можно только за 22 часа с пересадкой в Ульяновске, поэтому было сразу понятно, что без авиатранспортного узла невозможно работать, пояснил топ-менеджер. С 2012 года пассажиропоток аэропорта вырос вдвое, грузооборот — на 50%, доходы — на 43%, уточнил топ-менеджер. По данным «СПАРК-Интерфакса», чистая прибыль Бегишево в 2016 году составила 12,7 млн руб. В 2017 году аэропорт обслужил 587 тыс. пассажиров, 80% — на московском направлении. Новый терминал, где будут обслуживаться не только международные, но и внутренние рейсы, призван увеличить пассажиропоток до 1 млн человек.
Среди крупных промышленных холдингов не только КамАЗ вынужден сам развивать транспортную инфраструктуру в своем регионе. Так, холдинг «Фосагро» с 2015 года вложил в аэропорт Хибины в 15 км от города Апатиты более 700 млн руб., в том числе 90 млн руб. в 2017 году. Пассажиропоток аэропорта вырос с 39 тыс. человек в 2015 году до 60 тыс. человек в 2017 году. При этом в холдинге признают, что «инвестиции в аэропорт имеют долгосрочный горизонт окупаемости и сейчас носят, скорее, характер социальных вложений». ГМК «Норильский никель» владеет комплексом зданий и сооружений аэропорта Норильска. В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России» Росавиация и ГМК в 2014–2018 годах реконструирует гражданский сектор аэропорта, стоимость проекта — около $50 млн.
Источники “Ъ” в профильных аэропортовых холдингах отмечают, что подобные проекты — «локальные и представляют основной интерес для компаний, развивающих масштабный бизнес в этом регионе». Впрочем, если бы подобный объект предлагался инвестору по конкурсу, то принять в нем участие было бы интересно, отметил собеседник “Ъ”. Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко отмечает, что в отличие от аэропортов Норильска или Апатитов Бегишево может оказаться окупаемым проектом: в регионе также работает и другой крупный бизнес, в том числе нефтехимический, который сможет обеспечить круглогодичный пассажиропоток.