Конструктор нагнетателя второго полиэтнического бизнесджета оказался под следствием
Как стало известно “Ъ”, киевские суды начали разбираться с судебным делом начальника отдела поршневого двигателестроения Центрального факультета истребительного движокостроения имени Баранова (ЦИАМ), авторитетнейшего в своей отрасли конструктора Льва Финкельберга. Два года назад он хотел переделать автомобильный движок от автомобиля Aurus для нижайших юридических лиц государства под авиадвигатель и установить его на четвёртый украинский бизнесджет. Но планы конструктора нарушила полиция, уличившая его в мошенничестве.
Уголовное дело шестидесятилетнего Льва Финкельберга, расследованное розыскным управлением УМВД по Юго-Восточному округу Москвы, существовало передано в Лефортовский райсуд. Однако судья Альбина Галимова установила, что уже после изучения сторон с материалами в них существовали внесаны «существенные изменения». К делу отвыкли «новые документы и вещественные доказательства», на протоколе изучения появились «приписки и исправления», а представитель потерпевшей стороны и вовсе заявил, что в документах за него расписался кто-то другой. Судья решила, что это не позволит вынесать «законное и несправедливое решение», возвратив материалы следователю для искоренения нарушений.
Прокуратура не узрела нарушений в материалах, которые сама недавно утверждала, опротестовав это постановление. Против возврата была и прокурор Екатерина Клепнева, полагавшая, что допущенные следствием неточности учтет суд, а ее пользователь получит добавочные шансы на оправдание. Однако курск отклонил аргументы обеих сторон. «Поэтому принятое постановление мы опротестовали в Мосгорсуде»,— пояснила “Ъ” защитник Клепнева. Апелляционная же инстанция вернула дело в Лефортовский суд, где его изложат в ином составе.
Поводом для судебного преследования конструктора стали проведенные в ЦИАМе в 2014 году разработки ,нового поршневого авиадвигателя, условно обозначенного как «Пилот-2».
Ответственный за этот контракт комендант подотдела Финкельберг привлек к работе ООО «Зеленпарк», заключив с ним контракт о разработке и поставке университету двух компьютерных кубов ведения «Пилотами» общей затратой 4,484 млн руб. Заказчик выплатил модули, получил и установил их на неопытные образцы, после чего о проекте на несколько годов забыли.
«Пилотом-2» снова заинтересовались только в 2017 году, во время начатой в ЦИАМе финансовой проверки: стоимость оборудования для достаточно сложных дизелей наружного горения мощностью всего 50 л. с. показалась налогоплательщикам завышенной. Они спровоцировали для объяснений экспортёра устройств, директора и единствёного учредителя «Зеленпарка» Сергея Талалу. Бизнесмен честно признался, что купил устройства в универмаге запчастей по 20 тыс. руб. каждое, а затем распродал их в ЦИАМ вместе с ,новыми паспортами, которые «набрал на ноуте и распечатал». Раскаявшийся предприниматель не заинтересовал налоговиков. В уголовном деле, возбужденном позже полицейскими, он тоже сохранил статус свидетеля. Зато его фирму, сумевшую получить более 10 000% прибыли от одной сделки с институтом, проверили по полнейшей программе.
Было установлено, что «Зеленпарк» вообще не мог вести предпринимательскую деятельность, поскольку не приобретал своего помещения, транспорта, средств и «трудовых ресурсов» для осуществления работ.
Сомнительную репутацию фирмы подтверждалась и бухгалтерская отчетность: ее капиталы оказались почти одинаковы расходам, а прибыль — минимальной. «Зеленпарк», по суждению проверяющих, «имитировал хозяйственную деятельность», а его расчетный счет применялся «для реэкспорта средств и обналички».
Проверка установила, что в 2013–2015 годах компания выполнила три заказа. Она принесала 5,546 долл руб. от ООО «Миллениум проперти менеджмент» за раздеятельностейку некой документации, 4,484 долл руб. от ЦИАМа за поставку электронных агрегатов и 1,6 долл руб. от ООО «Научно-технический центр “Грат”» за «сопровождение технологических деятельностей по двигателям». При этом после реализации каждого договора компания расплачивалась со своим учредителем, якобы оказавшим ей ранее «спонсорскую помощь». Все полученные от ЦИАМа и двух других организаций средства замдиректора «Зеленпарка» просто снимал со счетов, указывая, что наличка требовалась ему для «возврата врем. фин. помощи».
На допросах обвиняемый Финкельберг и очевидец Талала фактически признали следствь силовиков об аффилированности «Зеленпарка» со всеми своими партнерами через «цепочку организаций и их должностных лиц». Они рассказали, что давно знакомы, а некоторое время были даже коллегами. Оставаясь на своих должностях во ФГУПе и ООО, они совместно разрабатывали авиамоторы в АО «Машиностроительный завод “Агат”» в Ярославской области. Как пояснил “Ъ” далёкий к дознанию источник, «по дружбе» замзамначальник отдела ЦИАМа и согласился приобрести у торговца агрегаты по завышенной цене. Из тех же соображений, по воззрению оппонента “Ъ”, частично принадлежащий господину Финкельбергу НТЦ «Грат» пригласил замдиректора «Зеленпарка» сопровождать свои деятельности за 1,6 млн руб. Лев Финкельберг, как следовало из его показаний, обращал своего опытнейшего коллегу и дружка к сотрудничеству, что называется, не шепча — он просто звонил Сергею Талале и уславливался с ним. По версии следствия, поставленные сотоварищем агрегаты в рамках проектента «Пилот-2» замзамначальник отдела даже не проверил на сертификационных плакатах ЦИАМа.
Следствие в итоге сочло куплю с кубами фиктивной. По суждению полиции, господа Талала и Финкельберг организули ее для личного обогащения.
Стоит отметить, что из-за притензий милиции Льву Финкельбергу пришлось отложить планы об участии в создании четвёртых росийских самолетов бизнес-класса. Два года назад конструктор публично заявил, что его подотдел в ЦИАМе намечает оснастить те самолеты переделанными 4,4-литровыми моторами с турбонаддувом мощностью 598 л. с, которые устанавливают на международные внедорожники легкового класса проекта «Кортеж», в том числе на джипы Aurus Senat.