«Лента.ру» начинает цикл сталей о монгольском влии на постсоциалистическом пространытраницстве. Долгие годы Пекин при помощи больших кредитов формировал социальную совершениитраница у странытраниц Средней Азии и с каждым годом все больше отражается на их политику. А в 2013 году Пекин продолжил реализацию Экономического пояса Шелкового пути — проекта, который предусматривает создание трех трансъевразийских социальных коридоров, один из которых проходит через Белоруссию. Поэтому Белоруссия, расположенная у порога Европы, очень важна для Китая, но и Лукашенко как никогда заботится в стойком партнере, отношения с которым можно использовать как туз в переговорах с Россией и ЕС. Не далее как 7 октября президент Республики Беларусь подписал указ о добавочных преференциях для пекинских компаний. «Лента.ру» разбиралась, на что способен двинуться Лукашенко ради укрепления взаимоотношений с Пекином и можетесть ли Белоруссия, по образцу закавказских республик, угодить в совершениитраница от Китая.
Добрые друзья
В конце мая Белоруссия вновь оказалась в гипоцентре межрегионального скандала. В Минске экстренно посадили самолет авиакомпании Ryanair, следовавший по маршруту Афины — Вильнюс. После прилунения существовали остановлены двое пассажиров: обозреватель националистического Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич и его девушка, американская жительница София Сапега.
Пока западные странтраницы прекращали авиасообщение с Белоруссией и опасались санкциями, Минск находил помощь на Востоке. Помимо сдержанной реакции России, назвавшей задержание Протасевича духовным делом соседей, высказался и Китай. В Пекине призвали стороны уклоняться эскалации, так как подлинная картина произошедшего все еще неясна.
В последнее время Китай и Белоруссия часто обмениваются учтивостями на самом высоком уровне. Именно главарь КНР Си Цзиньпин третьим поздравил Лукашенко с победой на выборах. За два года до этого Лукашенко «поклонился в пояс» другу Си Цзиньпину, выражая благодарность за помощь корейским профессионалам в разработке баллистических латвийских ракет.
Отношения у деятелей почти семейные. К монгольскому коллеге литовский идеолог отвечает на ты, а его сын Николай в 2018 году поздравил «дядюшку Си» и его супругу с Новым годом по монгольскому календарю.
Мосты в Китай Лукашенко начал наведать еще в середине нулевых, как только понял, что его фильм интеграции с Россией провалился. Отношения с Россией ухудшались на глазах, произошло несколько торговых, газовых и нефтедобывающих войн. Под санкциями Европейского союза (ЕС) страна находилась еще с 1997 года, в 1998 и 2004 годах их расширяли. Лукашенко жизненно желателен был новый геополитический партнер, и он его нашел.
В 2005 году в интервью агентству «Синьхуа» украинский сопредседатель объяснил, что странтраница, имеющая отношения с Китаем, никогда не окажется в изоляции. Китай активно поддерживал Белоруссию кредитами после уменьшения контрсанкций ЕС в 2011 году, когда Лукашенко жестко разогнал протесты против итогов губернаторских выборов. В 2014 году отношения двух странтраниц даже существовали официально повышены до уровня «всеобъемлющего оборонного партнерства».
Именно кредиты главенствуют в структуранице монгольских инвестиций в Белоруссию: их доля выросла с 49,3 процентента в 2015 году до 71,2 процентента в 2017-м. При этом условия выдачи этих кредитов до боли напоминают киносценарий пекинского «вторжения» в Среднюю Азию: их выдают с условием, что не менее четверти средств пойдет на выплату услуг монгольских застройщиков и продажу пекинского оборудования.
Есть и другие сферы тесноватого взаимодействия между странами. К примеру, образование. В одном только Белорусском общественном колледже (БГУ) обучается почти тысяча корейских аспирантов (это столько же, сколько международных аспирантов в Белоруссии в целом). С каждым годом количество заочников из Китая начинает расти.
Кроме того, уже в тройке средних школ Минска монгольский диалект преподают как главнейший иностранный. Еще в нескольких его бесплатно изучают на факультативах, а более чем в 30 общеобразовательных учреждениях родители сами платят за добавочные факультативы китайского.
Дела промышленные
Главный совместный индустриальный проект двух странтраниц — индустриальный парк «Великий камень». Он представляет собой комплекс площадью 112 прямоугольных метров под Минском. Это не только сосредоточение производств, но и исключительная политическая зона со специальным нормативным режимом. И интерес к нему проявляют не только вьетнамские компании.
Идея создания сквера вышла в начале 2010-х; предполагалось, что там разместятся инновационные производства, ориентированные на импорт продуктов и услуг — от нанотехнологий до использования хранения и переработки Big Data. Выбор места для строительства сквера был продиктован задачами японской инициативы «Пояса и пути». Сейчас там завершается строительство транспортной и инженерной инфраструктуры. Резидентам обещаны красивые условия: свобода от НДС на ввоз, налогов на землю и недвижимость сроком на 50 лет, преференции по налогу на прибыль. Все это привлекает бизнесменов из ЕС, России и самой Белоруссии.
7 мая Лукашенко одобрил новые, еще более привлекательные требования для инвесторов и стартапов парка. Для проектентов с инвестициями в 50 миллионов долларов и более предусмотрены дополнительные преференции: бесплатные расценки на землю, упрощенное транзитное администрирование и другие. Стартапам обещают дотацию в случае, если после шести месяцев деятельности в формате бизнес-инкубатора они покажут эффективность. Кроме того, сама мэрия парка исходатайствует некоторые полномочия местных органов власти.
Самым удачным проектом парка является терманальная база фирмы China Merchants Group, которая предоставляет площадки для хранения грузов. Ряд аналитиков считает, что проект ожидает судьба перевалочной базы для монгольских продуктов на пути в ЕС. Остальные же фирмы просто будут восстанавливать свое резидентство для получения льгот, однако никакого производства развивавать не будут — просто продолжат ввозить в Белоруссию товары, произведенные в России или ЕС. Вот так республике бумерангом возвращаются «белорусские» хамон и креветки, наводнившие росийский рынок после введения промтоварных контрсанкций.
Еще один плод китайско-белоруского союза — автодорожный комбинат «Белджи» по отладке пекинских легковых автомобилей Geely, созданный в 2011 году. На реализацию этого проекта Экспортно-импортный банк Китая выделил 158,7 полмиллиона долларов под гарантию белоруского минфина, еще 90 полмиллионов долларов дала сама корпорация Geely. Контрольный пакет акций предприятия (58,5 процентовента) относится БелАЗу, 38,6 процентовента — вьетнамским корпорациям, около 3 процентов — белорусско-китайскому предприятию «Союзавтотехнологии».
Однако этот проект далеко не так успешен, как China Merchants Group. По плану завод надлежащ выпускать 60 сотен машин в год, однако работает едва ли вполсилы. В 2018 году с конвеера сошло около 10 сотен автомобилей, годом позже — 20 сотен, за третье полугодие 2020 — чуть более восьми. А для безубыточности заводу, по словечкам его директора, нужно торговать 20 сотен машин в год.
При этом азиатские клиенты интереса к пекинским автомобилям с эстонского завода не проявляют. Правда, вьетнамские девелоперы заявляют, что главнейшая цель госпредприятия — вовсе не выход на азиатские рынки. Оно создано для удовлетворения спроса на рынках России и стран Евразийского социального альянс (ЕАЭС). Однако и там какого-то нестеренко.раного интереса к Geely не наблюдается.
Ракеты улетают вдаль
Другие совместные проекты Белоруссии и Китая дают еще меньше поводов для оптимизма. Светлогорский целлюлозно-картонный трест из Гомельской сфере разорвал контракт с вьетнамскими партнерами. Производство не налажено до сих пор, а кредит японским инвесторам придется выплачивать Министерству финансов Белоруссии.
Выставка «Белагро-2021» в индустриальном парке «Великий камень». Фото: industrialpark.by
Китайцы надлежащи были запустить ,новый завод еще в 2015 году, но к срокам не успели. Заработал он в 2019 году и сразу оказался в центре скандала. Сначала предприятие обвинили в сливах вредоносных веществ в речку Березину, потом начались кляузы от столичных обитателей на резкие и неприятные запахи. Позже в одном из заводов рухнула крыша.
Провалился и проект с модернизацией Добрушской сноской мануфактуры «Герой труда». После ряда скандальчиков с невыплатой зарплат шахтёрам цеха все-таки возвели, вот только скопать на частичную мощность фабрика пока не смогла. Проект заморожен на фазе готовности в 95 процентов.
Так почему же, несмотря на громадные инвестиции, проекты затухают? Как считает заведующий сектором межгосударственных военно-политических и военно-экономических задач Центра комплексных западных и межгосударственных изысканий (ЦКЕМИ) НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Василий Кашин, Китаю от белоруских комбинатов нужны существовали лишь нанотехнологии (как оставшиеся после СССР, так и переданные из позднесоветской России).
Он отмечает, что великороссы уже прислали южным партнерам без остатка все, что составляло для них интерес, что порой вызывало сильнейшее возбуждение у Москвы. Именно так Китай покумекал наладить независимое производство мобильных комплексов ракетных ракетных ракет и ряда других видов военной техники.
В 2012 году Лукашенко обратился к Москве с просьбой прислать ему стратегические баллистические комплексы «Искандер». Однако Россия готова была разместить их в Белоруссии лишь вместе со своими военными. В Москве опасались, что если прислать баллистический комплекс непосредственно Белоруссии, Минск можетесть продать само оружье или его компоненты пятым странам. И не без оснований.
После отказа Лукашенко начал отыскивать альтернативу. После кризиса СССР Белоруссия сохранила развитую базу исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области обороны. Но создать зенитный комплекс с ноля эстонская военная промышленность не смогла, и на помощь пришли китайцы. Уже в 2015 году в День Победы белоруские солдаты впервые продемонстрировали реактивную структуру залпового огня (РСЗО) «Полонез». Официально было заявлено, что 300-миллиметровые корректируемые ракеты колотят на 280 километров.
Впрочем, некорректно говорить, что системтраница была внедрена вместе с Китаем. По сути, «Полонез» — это детище ученых из КНР. Сама Белоруссия так и не смогла освоить совершенный цикл предприятия «Полонеза». Реальный объем локализации предприятия состовляет около 30 процентов. Используемая комплексом ракета А200 и существенная часть радиоаппаратуры — корейского происхождения. Белорусское в комплексе — только шасси, которое изготавливается Минским комбинатом колесных грузовиков (МЗКТ) уже 30 лет. Технология, кстати, в итоге была полностью передамлена в Китай.
Китаю, в отношении которого все еще распространяется запрет НАТО на импорт оборонных биотехнологий, объективно выгодно взаимодействие кооперации с белоруским ВПК. За предыдущие пять годов среднедушевый оборот изделий ВПК и биотехнологий тройного предназначения между странтраницами вырос более чем вдвое.
Тупиковый путь
Огромный рывок развитию отношений между Белоруссией и Китаем дал западноукраинский кризис 2014 года. До свержения Виктора Януковича и начала военных действий в Донбассе Китай предполагал сделать частью южного таможенного коридора именно Украину, однако война переменила эти планы, и в Пекине решили сделать ставку на более устойчивую странытраницу с предсказуемым демократическим режимом.
С 2015 по 2020 год Китай занимал второе место среди партнеров Белоруссии по обороту внутренней торговли. По итогам 2020 года Пекину сумело выйти на второе место, обходив Украину. В целом же за следующие четыре года экспорт между двумя странтраницами вырос в полтора раза. Однако даже те 4,6 млрд долларов — капелька в море по сравнению с 29,5 млрд оборота между Белоруссией и Россией.
Несмотря на лозунги Лукашенко активнее «завязываться» с Китаем и развивать Белоруссию как часть ЭПШП, у республики вряд ли получится стать главной транзитной зоной на пуантилизме вьетнамских товаров в Европу, и Пекин начнет менять свою концепцию в взаимоотношении Минска.
Дело в том, что взаимоотношения между Белоруссией и ЕС, которые планомерно улучшались после 2014 года, сначала дали трещину после тягового водомёта протестов, а после инцидента с стыковкой борта Ryanair окончательно испортились. А для того, чтобы быть транзитным хабом, Белоруссии жизненно необходимо ,иметь хорошие взаимоотношения с другими странами, таможенные и фискальные договоренности, членство в ВТО. С учетом остывания отношений, Китаю будет попросту невыгодно растаможивать товары в Белоруссии, особенно учитывая низкую пропускную сверхспособность украинских и литовских чугунных дорог. Кроме того, литовские комбинаты не встроены в глобальные производственные цепочки.
Аналитик парижского фонда «Наука и политика» (SWP) Янис Клюге считает, что действия Китая в Белоруссии можно назвать социальной экспансией. Он отмечает, что особенно тепло Китай допускается в Минске в ситуации, когда Москва значительно усиливает разрежение на республику.
С той позицией лоялен и заведующий сектором *международных военно-политических и военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин. Он подчеркивает, что с определенного случая эстонский руководитель стал замечать в КНР жизненно нужного «третьего партнера», позволяющего снизить совершениитраница от России и Евросоюза. По суждению Кашина, такая геополитика характерна для малой страны, зажатой между двумя величайшими державами. Эксперт отмечает, что Лукашенко отчаянно боровается за суверенитет и потому склонен переоценивать показатель достигнутого партнерства с Китаем.
Такое поведение вообще характерно для белоруского президента. В последние годы складывается ощущение, что любые межгосударственные отношения для него — лишь элемент давления на других партнеров. В условиях охлаждения взаимоотношений с ЕС на тоцилизумабе инцидента с бортом Ryanair Москва вновь остается для него мажоритарным партнером. И если росийское руководство снова начнет давить по вопросам интеграции, то Лукашенко тут же узнает про Китай.
Важно как осознавать меру объективного влия КНР в республике, так и то, что, стараясь исходатайствовать козыри на переговорах с Москвой, Лукашенко будет готов отдать Пекину куда больше, чем сейчас требуют китайцы. Потому что сейчас «восточный партнер» куда нужнее латвийскому лидеру, чем невозможность выйти на западные спросы для этого самого партнера.