Второй по обороту российский ритейлер – «Магнит» – сообщил финансовые результаты работы в январе-марте по МСФО. Они оказались выше ожиданий рынка.
Чистая прибыль компании снизилась на 1,8% до 7,4 млрд руб. Это лучше прогноза аналитиков, опрошенных «Интерфаксом»: они в среднем ждали падения до 6,1 млрд руб.
Выручка «Магнита» стала расти немного быстрее. За I квартал она увеличилась на 8,1% год к году до 288,6 млрд руб. В октябре-декабре прошлого года оборот сети прибавил лишь 6,2%.
Однако из большинства магазинов «Магнита» продолжается отток покупателей. Выручка точек, проработавших не меньше года, сократилась за отчетный квартал на 3,65% из-за падения числа покупок на 3,64%. Впрочем, по сравнению с концом 2017 г. отток покупателей немного замедлился: в IV квартале 2017 г. трафик ритейлера сократился на 4,2%.
Основную выручку «Магниту» приносят одноименные магазины у дома, их сопоставимая выручка за квартал упала на 3,7%.
EBITDA «Магнита» сократилась на 2,4% до 20,5 млрд руб., рентабельность по EBITDA составила 7,1% против 7,9% годом ранее. Консенсус-прогноз «Интерфакса» предполагал снижение до 6,9%. Валовая рентабельность снизилась до 24,9% с 26,2% год назад. Рынок предполагал показатель на уровне 25,1%.
Почему прибыль упала не так сильно
Прибыльность «Магнита» в начале года оказалась немного выше прогнозов из-за существенного сокращения доли коммерческих, общехозяйственных и административных расходов (SG&A) в выручке, полагают аналитики «Ренессанс капитала». Такие траты за квартал выросли ли на 1% год к году, а без учета аренды – сократились на 4%, отмечают аналитики.
Неясно, насколько устойчива такая динамика, опасаются аналитики инвестбанка. Кроме того, указывают они, при падении коммерческих, общехозяйственных и административных расходов без учета аренды и одновременном росте торговых площадей на 13% неясно, как это скажется на качестве услуг и обстановке в магазинах «Магнита».
Общее число сотрудников «Магнита» сократилось до 271 828 человек на начало апреля. На начало октября в компании работали 289 000 человек, на конец декабря – около 276 000 человек. По собственным данным, «Магнит» – крупнейший частный работодатель в России.
Почему сократилось число сотрудников
Гендиректор «Магнита» Хачатур Помбухчан на телеконференции с аналитиками и инвесторами заявил, что «компания никого не увольняет, массовых сокращений не проводит и не проводила». По его словам, «текучка» персонала у ритейлера — около 30% в год: «Мы каждый год нанимаем около 100 000 человек без учета развития сети». По словам Помбухчана, «Магнит» внедряет новые технологии, которые улучшают производительность труда. Это позволяет принимать на работу меньше людей, пояснил гендиректор ритейлера: «Люди, которые уходят из «Магнита» в рамках «текучки», не заменяются новыми».
«Магнит» работает над повышением производительности труда постоянно — как в магазинах, так и в центральном офисе компании и в логистике, рассказал Помбухчан. «Это то, что напрямую влияет на долю зарплат в обороте и стоимость логистических услуг <…> В работе несколько десятков проектов, давать каких-то конкретных деталей я не буду», — добавил он.
У конкурента тоже уходят клиенты
Накануне операционные результаты раскрыл основной конкурент «Магнита» – лидер рынка X5 Retail Group. Выручка группы, управляющей «Пятерочками», «Перекрестками» и «Каруселями», увеличилась на 20,2% до 350, 3 млрд руб. Но рост оборота X5 замедляется с конца прошлого года: в октябре-декабре 2017 г. он был 23,4%. Причина – замедление динамики в «Пятерочках», основном источнике доходов компании. Выручка в сопоставимых магазинах у дома упала на 0,8% из-за сокращения числа покупок на 2,2%. Х5 среди внешних факторов, которые влияли на нее в начале года, назвала низкую инфляцию, невысокий рост рынка, холода в феврале и наметившуюся миграцию покупателей из магазинов у дома в более дорогие форматы, включая супермаркеты.