Мошенники

Миллион дохода в день: бизнес-модель Покровского монастыря от игуменьи Феофании

Один из героев нашего времени — эффективный менеджер Русской православной церкви; он настолько успешно решает задачи вверенной ему обители, что очень скоро она обрастает не вполне конфессиональными, но очень доходными предприятиями, а сам клирик и его семья переезжают в особняки и пересаживаются на дорогие автомобили. Сегодня мы расскажем вам удивительную историю настоятельницы Покровского женского монастыря в Москве, игуменьи Феофании, в миру — Ольги Мискиной, создательницы культа святой Матронушки и одной из самых авторитетных женщин в РПЦ. 

Из нашего текста вы узнаете: 

✔️ Хотя любительница дорогих автомобилей игуменья Феофания по повелению патриарха продала свой Mercedes-Benz представительского класса, у неё остался другой автомобиль этой марки — кроссовер GLA 250 4MATIC особой серии, купленный в 2019 году, выяснили «Открытые медиа». Такая машина тогда стоила 2,8 млн рублей. 

✔️ Семья игуменьи — крупный бенефициар культа Матроны Московской. Именно её братья снабжают монастырь иконами, церковной утварью и сувенирной продукцией, раскупаемой паломниками. Взаимовыгодное сотрудничество позволило им обзавестись роскошными домами и люксовыми автомобилями. 

✔️ Игуменья Феофания не оставляет попытки расширить церковные владения за счёт возвращения РПЦ Таганского парка, примыкающего к ограде монастыря, рассказали «Открытым медиа» московские чиновники. 

Глава первая. В которой из-за статьи «Открытых медиа» патриарх благословляет игуменью Феофанию продать её Mercedes-Benz 

Глава пятая. В которой Покровский монастырь обрастает огромным хозяйством — с пятизвездочной гостиницей и осетрами Глава шестая. В которой на культе Матроны зарабатывает вся большая семья Феофании

Поклониться Матроне Московской можно почти в самом центре столицы, на Таганке, но в очереди даже в будний день приходится стоять не менее двух часов. Через аккуратные ворота во двор Покровского ставропигиального (подчиняющегося непосредственно патриарху, а не местным епархиальным властям) женского монастыря бесперебойно втекают сотни посетителей — по большей части посетительниц — в разноцветных платках, масках и перчатках. На входе — кордон из широкоплечих мужчин в темно-синей форме, каждому входящему нужно показать содержимое сумок и подставить запястье под электронный термометр.

Дальше очередь делится на два потока. Один, более быстрый, заканчивается примерно через 100 метров, у вывешенной на улице иконы Матроны Московской. Верующие ежесекундно прикладываются к ней с поцелуями. Раз в 20 минут у образа появляется молодая монахиня без маски и перчаток и обрабатывает икону дезинфицирующим спреем.

Вторая очередь — побольше — стоит к мощам святой Матроны, которые находятся в серебряной раке в храме. «Меня сегодня прям что-то останавливало, не хотела сюда идти», — говорит девушка без маски. «Это в тебе бесы говорили, сейчас мы их выгоним», — отвечает соседка по очереди, подталкивая её ко входу. 
Покровский монастырь первым в Москве после самоизоляции возобновил приём паломников — уже в мае. Особое позволение на то от патриарха Кирилла — очередное свидетельство особого положения обители и её настоятельницы — игуменьи Феофании.

Летом она оказалась в центре скандала после того, как «Открытые медиа» обнаружили у неё в собственности Mercedes-Benz S-класса (это представительский класс автомобилей, к которому относятся также, например, BMW 7-й серии или Audi A8), купленный в 2016 году за 9,5 млн рублей. Сам патриарх Кирилл благословил Феофанию продать этот автомобиль, а деньги отправить на благотворительность — в августе матушка повеление исполнила. 

Но, как выяснили «Открытые медиа», сопоставив данные о собственниках автомобилей из открытых баз, без люксового автомобиля Феофания не осталась: у неё есть машина «посвежее» — купленный в 2019 году кроссовер Mercedes GLA 250 4MATIC особой серии. Цена на новую машину такой модели начиналась от 2,8 млн рублей. Насчёт этой машины предстоятель РПЦ никаких указаний не давал. После скандала с Mercedes кроссовер Феофании стал чаще появляться на дорогах Москвы, и в июле получил штраф за нарушение правил дорожного движения.

Глава вторая. В которой выясняется, что Феофания — одна из самых влиятельных женщин в РПЦ 

После таких находок мы решили побольше узнать о женщине, которая организовала настолько востребованный у паломников культ. 

Собеседники «Открытых медиа» в церковных кругах называют Феофанию самой влиятельной и богатой женщиной в РПЦ. «Но это всё-таки православная церковь, поэтому влияние женщины в ней измеряется не в способности что-то громко заявить, а в способности добиваться того, что она хочет. Патриарх благословляет любое начинание Феофании, а они всё больше по части развития „бизнеса“ — разрешил ей построить при монастыре отель, создать свой агрохолдинг, и, по сути, дал возможность всей её семье зарабатывать на культе Матроны», — объясняет один из источников. 

Telegram-канал «Церквач» (с самым большим числом подписчиков среди тематических каналов с инсайдами из РПЦ) писал, что если бы составлял рейтинг авторитетных женщин «по логике списков журнала Forbes», то Феофания была бы на 1-м месте по размеру состояния и на 3-ем по влиятельности (после уполномоченной при президенте по правам ребенка Анны Кузнецовой и руководителя юридической службы Московской патриархии игуменьи Ксении, в миру — Оксаны Чернега). 

О Феофании в церковной среде ходят легенды, и не всегда добрые: её хвалят за невероятную работоспособность и порицают за жёсткость в общении с зависимыми от неё людьми (например, протодиакон и блогер Андрей Кураев писал об отказе матушки выделить деньги монастырскому священнику на лечение больного ребенка). 

Среди прихожан Покровского монастыря много влиятельных россиян — от певцов Филиппа Киркорова и Стаса Михайлова до Людмилы Путиной и Светланы Медведевой. Сама Феофания знакома и с Владимиром Путиным: в 2018 году она получила из рук президента орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. 

Прихожанкой Феофании была и мать девочки, вынужденной до пяти лет жить в частном роддоме Марка Курцера из-за того, что родители считали её неизлечимо больной, писала «Медуза». По рассказам одной из знакомых семьи, когда ребенку было 3−4 месяца, мать встречалась с игуменьей Феофанией и та сообщила, что девочка фактически умерла, то есть стала ангелом божьим, но жизнь на этом свете в ней теплится только благодаря заступничеству Матронушки.

Глава третья. В которой Феофании поручают восстановить Покровский монастырь, а для этого была просто необходима «своя» святая 

В интервью сайту Покровского монастыря Феофания рассказывала, что в монахини она решила уйти внезапно — после поездки к знакомой старице и вещего сна, а расположения патриарха добилась усердным трудом. С историей Матроны Феофания познакомилась ещё в молодости: когда ездила к своему духовнику в Даниловский монастырь, всегда заезжала и на могилку блаженной.

В 1987 году Ольга Мискина приняла послушание в Корецком монастыре на Украине и в течение года выполняла там самую тяжёлую работу — ухаживала за скотиной, трудилась в огороде и на кухне, обшивала монахинь. За умение вести хозяйство её уже в 1988-м забрали в Московскую патриархию, где она начала трудиться в швейной мастерской и вскоре уже шила облачение всем архиереям, да так хорошо, что до сих пор мастерская работает по записям, сделанным в её тетрадках, говорит Феофания. Вскоре Мискина была назначена управлять патриаршим подворьем и православной гимназией при нём в московском районе Строгино, рядом с усадьбой Троице-Лыково. 

Но через несколько лет Феофания отпросилась в женский монастырь в Дивеево в Нижегородской области. Там она стала свидетельницей «обретения мощей» старца Серафима Саровского; хлынувший после этого в монастырь поток паломников произвёл на неё большое впечатление. И тут Алексий II вновь вызвал Феофанию в Москву, назначив настоятельницей возрождаемого Покровского монастыря. «Мне патриарх говорил, кто справится, если не ты, вон, на подворье вместо тебя одной сейчас пять человек, и то не справляются», — вспоминала она.

«Территория бывшего [Покровского] монастыря была настолько занята разными арендаторами, что никто не брался возрождать здесь монашескую жизнь, хотя не раз собирались. В Bocкресенском храме был спортивный зал, в подвале — бильярдная, в Покровском храме — типография Моссовета, Министерство топливной энергетики, а на третьем этаже — „Мосфильм“. Про братский корпус и говорить не приходится: в каждой комнате располагалась какая-нибудь контора, а на втором этаже — „Мегаваттбанк“. На храмах не было ни крестов, ни куполов. Я когда увидела всё это, то не думала, как удастся возродить здесь монастырь, но полагалась на волю Божию», — рассказывала Феофания в интервью ресурсу «Правмир».

Разбираться с документами, выселением арендаторов и разными другими юридическими вопросами Феофании, получившей только среднее образование, было тяжело. Она утверждает, что уповала на помощь Матроны Московской настолько, что возила не её могилку устав монастыря, который никак не хотели утвердить регистрирующие органы, и прикладывала к погребальному камню. «И через 4 дня мне его возвращают подписанный!» — рассказывала она. После этого Феофания начала прикладывать к могилке все важные документы, а в офисах арендаторов тайком от них «рассыпать песочек с могилки» — после этого компании спешно съезжали. 

Феофания уверяет, что доложила владыке Алексию II о чудесной помощи Матроны в деле восстановления Покровского монастыря, и это стало одним из доводов в пользу канонизации блаженной старицы в конце 1990-х. 

В то время далеко не все в церкви были готовы признать слепую женщину, при жизни почитаемую как чудотворицу, святой. «Всё, что связано с культом Матроны, — это бесконечная череда фейков и манифестация альтернативно-народной религиозности», — писал один из тогдашних противников канонизации Кураев на своей странице в Facebook в августе 2017-го. Жизнь и деятельность Матроны Московской — это легенда, в которой много нестыковок, объясняет религиовед и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. 

Единственный первоисточник информации о жизни святой — книга односельчанки Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Зинаида и её мать якобы укрывали Матрону в Москве в своей квартире с 1942 по 1949 годы.

Согласно книге, впервые опубликованной в 1993 году, Матрона родилась без глазных яблок и родители поначалу хотели оставить слепого ребенка в приюте. Но матери приснился сон, в котором слепая белая птица необычайной красоты села к ней на грудь, и женщина решила оставить дочь при себе. 

На сайте Покровского монастыря указано, что Матрона Димитриевна Никонова родилась в 1881 году в семье крестьян села Себино Тульской области (точная дата рождения неизвестна, так как страницы церковной книги с записями того времени вырваны). Сейчас в селе стоит памятник святой и работает посвящённый ей музей, в котором нет личных вещей Матроны. 

С восьми лет Матрона имела глубокую веру, способность исцелять больных и предсказывать будущее, говорится в книге Ждановой. Дочь местного помещика брала девушку с собой в паломничества по России. В 1899 году в Кронштадтском соборе Матрона встретила святого праведного Иоанна Кронштадтского. Согласно преданию, по окончании службы он попросил прихожан расступиться перед подходящей девушкой и громко сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена — восьмой столп России». В 17 лет у Матроны отнялись ноги, но новое несчастье не озлобило её: она продолжала творить чудеса и прославилась по всей стране, рассказывают её жизнеописания. 

После революции Матрона скрывалась от советской власти у сподвижников. Несмотря на это, к ней в 1941 году, когда немецкие войска подступали к Москве, приезжал за советом Иосиф Сталин, уверяет в своей книге Жданова. Умерла Матрона в Подмосковье в 1952-м.

Глава четвёртая. В которой Феофания делает Матрону Московскую успешной конкуренткой Ксении Петербуржской 

Канонизация Матроны и, главное, превращение её в самую известную и почитаемую в народе святую — это во многом заслуга Феофании, утверждают собеседники «Открытых медиа», близкие к РПЦ. 

Синодальная комиссия по канонизации не нашла в 1997 году оснований для канонизации Матроны. Но в 1998-м останки старицы по благословению патриарха были перенесены в Покровский монастырь. Уже в 1999-м Матрона была причислена к лику местночтимых московских святых, а в 2004-м состоялось её «общецерковное прославление». 

«Патриарх Алексей видел [в 1997 году], что председатель комиссии митрополит Ювеналий занял твёрдую позицию и всеобщей церковной канонизации не будет. А с другой стороны он видел, что в народе стремительно развивается локальный московский культ Матроны. Он принимает решение — в 1999 году причисляет Матрону к лику местночтимых святых Москвы. Это решение не требует подтверждения или рассмотрения вопроса Синодальной комиссии по канонизации», — рассказывает «Открытым медиа» собеседник, близкий к РПЦ. 

Канонизацию поддерживал покровитель Феофании — нынешний митрополит Липецкий и Задонский Арсений, в миру — Юрий Епифанов, вспоминают собеседники «Открытых медиа». В то время он был первым викарием патриарха Алексия II и одним из самых влиятельных лиц в РПЦ, именно он вновь и вновь поднимал вопрос о причислении Матроны к святым.

«Мой друг был секретарём в комиссии по канонизации. И он видел, что каждый раз, когда приходило письмо от Арсения [по поводу канонизации Матроны], председатель комиссии Ювеналий читал это письмо и со смехом выбрасывал в корзину, — подтверждает доктор исторических наук Сергей Бычков, занимавшийся исследованием происхождения Матроны. — А потом Ювеналий вызвал моего друга и говорит: „Готовься к канонизации“. Как же владыка, вы же сами смеялись над этим? Тот ему объяснил, что пришло такое же письмо, как от Арсения, но за подписью патриарха. После этого мой друг покинул церковь». 

В год признания Матроны местночтимой московской святой Арсений, по данным Росреестра, приобрёл квартиру площадью 51,4 кв. м в соседнем с Покровским монастырем доме, на Таганской улице, 31/22. Спустя два года в этом же доме квартира на 53,2 кв. м появилась и у самой Феофании. Дом у монастыря — обычная на вид кирпичная московская многоэтажка, но с влиятельными жильцами. 

Своя святая была просто необходима Покровскому монастырю, объясняет Бычков: «Разрушенная обитель нуждалась в средствах на восстановление. Для этого нужно было привлечь паломников. И вот Арсений решил открыть мощи Матроны». А Мискина уже сделала всё возможное, чтобы этот культ процветал, сходятся во мнении собеседники «Открытых медиа» в РПЦ. 

В святых местах верующие создают ритуалы. Например, паломники рассказывают друг другу, что в Петербурге нужно три раза обойти вокруг часовни, где находятся мощи ещё одной святой провидицы — Ксении Петербуржской, но не заходить внутрь храма, а опустить записочки с молитвами и обращениями к святой в ящик на улице. Часовня была воздвигнута прямо на могиле Ксении, потому что люди, почитавшие её задолго до канонизации, произошедшей в 1988 году, разбирали могильный холм и плиту по камушку и по щепотке, веря в чудодейственную силу этих реликвий. «Ходить вокруг часовни Ксении Петербуржской — это как бы фитнес для православных, больше связано с язычеством, но людей не остановить», — объяснял корреспонденту «Открытых медиа» несколько лет назад местный протоиерей. 

У почитателей Матроны в ходу похожие ритуалы: по принятому у паломников мнению, чтобы обращённая к Матронушке молитва сработала, надо посетить пустую могилу святой на Даниловском кладбище, потом отстоять в Покровском монастыре две очереди — к мощам и иконе, затем написать записочку старице. В монастыре из народных ритуалов извлекают доход. По всему маршруту паломников расставлены ящики для пожертвований. Цветы, которые верующие считают нужным приносить в храм к мощам святой Матроны, продают в цветочных лавках рядом с Покровским монастырем: продавцы там не скрывают, что торгуют с «небесплатного» разрешения монастыря. А кусочки гроба Матронушки Покровский монастырь продает вместе с иконами.

При этом Покровский монастырь делает всё, что можно, чтобы вся страна узнала о чудесах святой: по его заказу выпущено уже несколько томов с их подробным описанием. «Это истории, которые нам присылают и рассказывают наши прихожане. Кроме книг, мы выпускаем чудеса и на аудионосителях — флешках и дисках, там они представлены в виде аудиоспектаклей, которые без слёз невозможно слушать», — рассказывала Феофания. 

Выпускает Покровский монастырь и детские книги про Матронушку, включая раскраски по мотивам жития святой, убедился корреспондент «Открытых медиа».

О чудесах идёт речь и в фильмах о святой Матроне, снятых по инициативе Феофании и ставших для большинства паломников главным источником информации о святой, — два из них показали на федеральных каналах.

В документальном фильме 2004 года «Взыскание о погибших. Матушка Матрона» студии «Неофит» принимали участие патриарх Алексий II и сама Феофания. «Это был заказ Покровского монастыря. У матушки Феофании, вполне естественно, были какие-то пожелания. Но большого участия в творческой работе она не принимала», — рассказал «Открытым медиа» автор сценария и владелец студии «Неофит» Дмитрий Менделеев. 

Снятый в 2015 году 12-серийный фильм «Чудотворница» содержал эпизоды из жизни святой и интервью людей, которым она помогла, его показывали на телеканале «Домашний». «Матрона — единственная из великих русских святых, до которой мы можем как бы дотянуться во времени. Она была недавно и это очень важно для нас», — рассказала «Открытым медиа» экс-совладелица продюсировавшей фильм компании «Мэйнстрим» Юлия Шамаль. По её словам, сериал заказал сам «Домашний» по собственной инициативе. Во время съёмок происходило много чудес, например, у троих участников съёмочной группы родились дети, уверяет второй экс-совладелец «Мэйнстрима» Никита Чисников. 

Наконец, документальный фильм «Святая Матрона: приходите ко мне, как к живой» был снят в 2018 году на средства Первого канала, рассказал «Открытым медиа» режиссёр картины Евгений Жижкин. Деньги Первого, а инициатива — Феофании, уверяет знакомый гендиректора канала Константина Эрнста.

Глава пятая. В которой Покровский монастырь обрастает огромным хозяйством — с пятизвёздочной гостиницей и осетрами 

Несмотря на критиков, называющих культ Матроны «недостаточно христианским», её имя ежедневно привлекает в Покровский монастырь сотни тысячи верующих, благодаря чему он стал самой богатой обителью РПЦ, сходятся во мнении все собеседники «Открытых медиа», знакомые с финансовыми делами Московской патриархии. 

Точных цифр не готов назвать никто, но Кураев в июне этого года соглашался с оценкой ежедневного дохода Покровской обители примерно в 1 млн рублей или около $500 тысяч в месяц. Это самый богатый монастырь страны, который только патриархии отчисляет не меньше $100 тысяч в месяц, говорит Бычков. Средний размер отчислений приходов в РПЦ колеблется в пределах 15−25%. Как утверждал «Московский комсомолец», даже нищие у ворот Покровского монастыря — самые богатые в стране. 

«Бизнес на мощах — это крутой бизнес. И главное, его никто не может посчитать, сколько там пожертвований, сколько реально они получают и сколько перечисляют официально в патриархию — нигде не озвучивается. Это очень закрытая бухгалтерия», — говорит «Открытым медиа» собеседник из церковной среды. «Феофания — [человек] со стальной волей, мёртвой хваткой», — объясняет успешность Покровского монастыря один из сановников РПЦ. 

Через несколько лет после канонизации Матроны владения Покровского монастыря начали разрастаться. В 2015 году Феофания на пожертвования построила возле монастыря пятизвёздочную гостиницу «Покровскую», где можно и свадьбу отгулять, и к мощам святой получить доступ без очереди. Когда велась стройка, Архнадзор обвинял монастырь в махинациях с охранными бумагами и незаконном сносе архитектурного памятника — дома с более чем столетней историей. Монастырю тогда потребовалось более просторное здание для размещения в гостинице бассейна, фитнес-центра и банного комплекса. 

В 2018 году патриарх Кирилл отдал Феофании в управление новый актив — гостиницу”Даниловскую”, располагающуюся возле официальной резиденции патриарха. 

Феофания пытается присоединить к Покровскому монастырю территорию Таганского парка, разбитого в 1934 году на месте монастырского кладбища. В 2014-м мэрия даже решила этот вопрос в пользу монастыря, но после многочисленных протестов жителей решение о передаче парка обители было отменено. Но, как сообщил «Открытым медиа» чиновник районной управы, от монастыря продолжают поступать предложения по поводу возвращения парка церкви. Чиновник правительства Москвы подтвердил, что «вопрос время от времени поднимается», но не стал обсуждать, есть ли у монастыря шанс получить желаемое.

Всего за годы игуменства матушка Феофания возродила 8 храмов, отреставрировала и заново отстроила более 50 зданий, полностью благоустроила в Москве территорию площадью более 20 гектаров, где собственноручно посадила более 1500 деревьев и кустарников, говорится на сайте Покровского монастыря. В конце 90-х у монастыря появилось подворье в подмосковном селе Марково. 

«В 1998 году настоятельница <…> ездила по ближнему Подмосковью в поисках места для организации подворья, ведь издавна традиционным для монашеских обителей было ведение собственного хозяйства. Проезжая по дороге вблизи села Марково, матушка увидела на противоположном берегу Москвы-реки некогда величественную церковь [храм Казанской иконы Божьей матери], находившуюся в плачевном состоянии. Расположение храма понравилось матушке, и она обратилась с прошением к святейшему патриарху», — рассказывается на сайте Покровского монастыря. К 2009 году монастырь оформил на себя в Марково больше 18,5 га сельхозугодий, подсчитали «Открытые медиа». На них построены ферма, разбиты теплицы и огороды, есть даже вертолётная площадка. 

Теперь на территории подворья не только производят молоко, сыры и делают овощные заготовки, но даже выращивают осетров, свидетельствуют фотографии на монастырской стене. Огороды и склады подворья окружает многокилометровый железный забор, утыканный острыми пиками и увешанный камерами наблюдения, из-за чего хозяйственный двор издалека слегка напоминает колонию.

На ухоженной территории вокруг церкви разбит сад с мостиками и садовыми фигурками, но доступ посетителям туда закрыт. В храме больше всего внимания привлекает огромная современная фреска с горящими в огне грешниками, среди которых есть персонажи, похожие на Владимира Ленина, Иосифа Сталина и почему-то Махатму Ганди.

Глава шестая. В которой на культе Матроны зарабатывает вся большая семья

Феофании Мискины родом из села Цильна Ульяновской области, в семье было девять детей. Старшая сестра Ольги Капиталина и младшая Татьяна также посвятили себя богу и живут в Покровском женском монастыре, старший брат Александр стал священником в Тверской области. 

Неподалеку от стен монастырского подворья в Марково, в симпатичной березовой роще прячется коттедж, принадлежащий Капиталине Мискиной, обнаружили «Открытые медиа». Монахиня жила при монастыре в Дивеево, но в 2001 году переехала поближе к Феофании, став насельницей обители на Таганке. А год спустя купила 32 сотки земли в Марково, на них, судя по выпискам из Росреестра, сейчас находится строение площадью в 253,2 кв. м. На спутниковых картах «Яндекса» виден большой дом из красного кирпича, вживую его не разглядеть: участок обнесён сплошным трёхметровым забором. Ездить Капиталина Мискина тоже предпочитает на Mercedes-Benz, ей принадлежит автомобиль В-класса, следует из открытых баз данных. 

Еще два брата игуменьи, которые не служат РПЦ, всё равно тесно с ней связаны: значительная часть денег, которые тратят паломники, проходят через родственников Феофании, выяснили «Открытые медиа». 

Павел и Аркадий Мискины торгуют через церковные лавки Покровского монастыря, а жена и дочь одного из них управляют семейной гостиницей и рестораном у Троице-Сергиевой лавры в Подмосковье. 

В лавках продаются товары на любой кошелёк — от простых иконок и крестов до изделий, украшенных драгоценными камнями за 50 тысяч рублей и больше. Здесь же предлагают кожаные ремни с молитвами за 1300 рублей и ремень Lacoste без молитв, но с фирменной зажигалкой — за 8000 рублей. 

Главных брендов тут два: под знаком Матроны продаются вода, масло, календари и церковная литература — все освящено возле мощей святой, а под логотипом Покровского монастыря — более светские товары, например, шоколадки и мыло для борьбы с целлюлитом. В лавке при подворье в Марково выставлена целая батарея разноцветных бутылочек с шампунями, лосьонами и кремами.

«Все пробовали эти кремы, и сама матушка. Сначала пощипывать будет, ведь у нас не как в обычном магазине, сырьё нам поставляют натуральное. Я не вру, я здесь не продавец, а говорю словом божьим», — общается с покупателями монахиня. Никакой информации о производителе на упаковке косметических средствах нет. 
Монахиня также охотно консультирует желающих купить образ святой: «А тут у нас Матронушка красивая, со стразами под Swarowski, всего за 500 рублей». Не увидев нужной реакции у покупателей понижает голос: «Только несколько штук у нас осталось, образ с мощевичком, кому будете дарить — оценит». Корреспондент «Открытых медиа» приобрёл икону, на обороте которой наклеен сертификат, свидетельствующий, что встроенный в неё мощевичок, то есть небольшой камешек в стеклянной капсуле, — это кусочек от гроба святой. 

«Я бы сравнил всё это с тем, что есть в Дивеевском монастыре вокруг культа Серафима Саровского. Там продаются сухарики, освященные в горшке Серафима Саровского. Потом продаётся трава из святой канавки Божьей Матери [ров на территории монастыря, одна из главных его святынь]. Продаётся вообще всё. И здесь в общем то же самое», — говорит Лукин.

На кассовых чеках из лавки Покровского монастыря и лавки подворья, и даже на чеке из монастырской трапезной (за обед и за баночку аджики, на крышке которой написана фамилия заготовившей её послушницы) получателем денег значится некая «Церковная лавка». Разумеется, это всё не покупки, а пожертвования, а у «Церковной лавки» нет юридического лица. Основная часть товаров в лавках — продукция, произведённая в Ярославле и Сергиевом-Посаде в цехах Павла и Аркадия Мискиных, оба они оформлены как индивидуальные предприниматели. 

Мастерская Павла Мискина «Ярославский иконостас», согласно информации на её официальном сайте, основана в 1995 году и производит церковную утварь, свечи, иконы, масло и другие товары под брендами «Святая Матрона Московская» и «Покровский монастырь». Самая дорогая услуга в мастерской — изготовление резных православных иконостасов. В России такие работы оцениваются от 40 тысяч до 60 тысяч рублей за кв. м. Все товары из каталога «Ярославского иконостаса» продаются в лавках Покровского монастыря, производитель на их упаковке не указан, даны только контакты обители. 

В Ярославле, по данным реестра недвижимости, Павлу Мискину на улице Гагарина, 62, корпус 5 с декабря 2011 года принадлежит склад-мастерская площадью 174,4 кв. м и земельный участок площадью 2 445 кв. м, на котором находится литейный цех площадью 1450,4 кв. м. А личный особняк предпринимателя находится на земельном участке в 994 кв. м в новом коттеджном районе на окраине Сергиева Посада; схожий по площади соседний коттедж продают за 28 млн рублей. 

Бизнес явно шёл неплохо: в 2017 году Павел Мискин приобрёл новый Porsche Cayenne, а за пару лет до этого его супруга купила японский внедорожник Lexus RX200, следует из сопоставления данных открытых баз. Такие машины стоили около 5 млн рублей и 3 млн рублей соответственно.

Продукция «Ярославского иконостаса» продается и в самом Сергиевом Посаде — в магазинах Аркадия Мискина. Лет десять назад он начал приобретать недвижимость в самом центре города: сейчас на проспекте Красной Армии, 107, центральной улице, располагается принадлежащий ему выставочный зал церковной утвари и склад — в историческом особняке площадью 520,7 с земельным участком 1145 кв. м. 

Он, как и брат, тоже производит иконы и церковную утварь — в ярославском поселке Толга: в 2015 году купил земельные участки и построил мастерские. 

Но главный актив Аркадия Мискина расположен совсем рядом с Троице-Сергиевой лаврой. Ему принадлежит здание самого известного в городе гостинично-ресторанного комплекса «Келарская набережная», трёхэтажное историческое строение площадью 1 152,2 кв. м на берегу пруда с земельным участком 2 490 кв. м. «Из окон номеров можно любоваться видом вековых белокаменных стен и золотыми маковками соборов. Так приятно прикоснуться к вековой истории наших предков, почувствовать себя её частью и насладиться прекрасными пейзажами!» — написано на сайте комплекса. Управляет им дочь Аркадия. В качестве арендатора здания в выписке на недвижимость значится ООО «Келарская» Людмилы Третяк — знакомые семьи называют её супругой Аркадия Мискина. Кстати, и она тоже предпочитает Mercedes — в её собственности значится внедорожник ML 350.

На Третяк с 2019 года оформлен земельный участок в центре города, недалеко от лавры и семейных мастерских, площадью 1 425 кв. м с особняком 367 кв. м, кадастровой стоимостью более 11 млн рублей. Это один из самых эффектных домов в центре Сергиева Посада.

Представители РПЦ переадресовали вопросы «Открытых медиа» о семье Мискиных в Покровский монастырь. Там на запрос редакции не ответили. Родственники Феофании не стали общаться с журналистами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *