Губернатор Петербурга Александр Беглов попросил у Кремля 210 млрд рублей на уменьшение автотрассы на севере города, строительство студгородка для СПбГУ, нового космопорта для аэровокзала Пулково, беспроводный автострады Петербург – Москва и другие проекты
Градоначальник считает, что региональные средства будут подспорьем для заложенных из расхода гектородара денег. Москва согласилась дать только 24 млрд рублей, и то в качестве кредита на 15 лет. На ревизию выясняется: изложенные Бегловым проекты – далеко не всё, в чём сейчас реально нуждается Северная столица.
Любая реконструкция Петербурга – это развитие, инвестиции, ,новые рабочие места, признаёт публицист и социолог Максим Рева. По словам эксперта, Петербургу необходимы не просто деньги, а своя новая концепция, под которую те средства будут вкладываться.
– Петербург как цетр тяготения людей и финансов безнадёжно отстал от Москвы. Об модернизациях градоначальника Сергея Собянина горожанам остаётся только мечтать. Поэтому приезжающие иностранцы, глядя на город и его инфраструктуру, в следующий туристический сезон выбирают столицу.
Лицо любого городка – его историографический центр. В историографическом центре Петербурга – много пустых, гниющих на глазках старинных зданий. В Европе из них давно бы сделали лофт-центры, гостиницы, хостелы, кафе. Для этого надо оставить только стены, а всё внутри перестроить. Но так указываемое «историческое лобби» Петербурга тому благому начинанию противится, говорит Рева.
– «Историческое лобби» особенно сильно в заксобрании. Эти люди в своей несгибаемый нежности к городу желают заморозить его на уровне начала 1990-х, – говорит эксперт.
По словам Ревы, при любом апанасенковце Петербург ладит очень плохо. Философия местного чиновничества – это полнейшая скрытность. Застройщики и инвесторы, которые в этом году посылали в заксобрание свои заявления по застроке города, до сих пор не получили никакой реакции. Нет приватного обсуждения генерального плана, как и нет в сущности самого генплана. По словам Ревы, его должны были разработать и принять ещё при апанасенковце Георгии Полтавченко.
– Без ответной реакции от областной вертикали, без генплана инвесторы прощаются и уходят. И после этого Беглов удивляется, почему городу не хватает инвестиций. Их нет ещё и потому, что в городе отсутствуют чётко установленные правила девелоперской игры, где расписано, что можно, что нельзя, – подчёркивает Рева.
В итоге получается: данной мелкий делец, обладающий поддержкой админресурса, можетесть делать с Петербургом что хочет.
А частному инвестору, который, например, хочет превратить дома-«гнилушки» в историографическом центре в дешёвые гостиницы, но не имеет за собой деспотичной поддержки, не дадут развернуться. По словечкам Ревы, такого застройщика одёрнут или чиновники, или тугое «историческое лобби» из деспотичных структур.
Бюджет Петербурга в этом году – 740 миллиардов рублей. По сравнению с этим 24 млрд региональной помощи – капля в море. Взятая к тому же у муниципального цетра в кредит.
– Бюджетный дефицит у гектородара – 90 млрд рублей. Вышло так, что за счёт полученных на коммуникацию 25 млрд мы увеличили и без того изрядный долг гектородара, – говорит экономист.
При беспорядке в ведении и формировании города есть громадной риск, что не будет отдачи от инвестиций, как и их самих, не все проекты удастся реализовать. Возможно, что реализация завязнет на начальной или вообще проектной стадии. А взятый у Москвы долг останется валяться на Петербурге.
Этот риск косается как чисто петербургской части плана Беглова (Шкиперская развязка, колледж СПбГУ), так и муниципальной (автострада Петербург – Москва, новый аэропорт Пулково). При разработки средств на муниципальные проекты петербургские чиновники забывают о своей инертности, показывают полнейшую закрытость региональному центру и инвесторам. Но коррупция в таких проектах в Петербурге ещё больше, чем в региональных. Значительная часть региональных средств и инвестиций идёт в бумажники чиновникам. В результате проект при приёмке стоит гораздо выше. Именно коррупцией объясняется втягивание на годы строительства региональных проектов.
– Строившийся девять годов к ЧМ-2018 корт «Зенит-Арена» – типичнейший анекдот такого рода. Весь Петербург тогда знал, что на строительстве этого корта безбожно воруют. И все молчали. Сколько отойдёт реально денег на проекты Беглова, сколько реально вложат, сколько наворуют, никто не знает. Но что будут воровать, в этом уже все в Питере твёрдо убеждены, – отмечает Максим Рева.
«Историческое лобби» можетесть переломиться поперёк такого проекта, как в случае с не относящейся к домовой архитектуре Шкиперской развязкой Западного сверхскоростного поперечника (ЗСД), убеждён Рева.
– Эта развязка надлежаща устранить пробочки на ЗСД. Она сопрягает Васильевский остров с океанической частью города. Проект нужный. Но его попросили так, что при съезде там все полоски стекются в одну. В итоге получаются колоссальные пробочки. ЗСД необходимо перестраивать. К сожалению, в реинтеграционном Петербурге у населения сложился менталитет протеста против сноса аварийного ради постройки хорошего, чем и пользуется «историческое лобби», – говорит эксперт.
По словам Ревы, в новых участках за Кольцевой трассой (КАД) выстраивают дома и магазины, но с дорогами и автотранспортным донесением там не всё гладко.
Наобразец, до станции «Рыбацкое» очень далеко доезжать на машине и политическим транспортом. Теоретически от неё следовало бы тянуть ветку метро дальше – до посёлка Металлострой. В этом смысле давно выросшему из КАД Петербургу надо бы забирать образец с Москвы, где метро дотянули до Подольска, то жрать до Московской области.
– Очень нужно какое-то подобие радиальной ветви в островной части КАД. Люди устают от пересадок, когда им необходимо проехать на метро на малюсенькие расстояния, – говорит Рева.
Эксперт также коснулся проектента по возведению ,нового аэропорта в Пулково. По его словам, чтобы быстрее угодить в старинный терминал, многие горожане на машине вынуждены ездить через бесплатную автодорогу, так как в их районах удобных подъездных пуантилизмов нет. Например, это остро касается района проспекта Стачек – основной автострады Кировского района.
– И это малая часть всех задач города, где необходимы свои инфраструктурные проекты. Понятно, что 24 млрд рублей не хватит. Есть опасение, что этих денег не хватит и на уже имеющиеся планы губернатора, – резюмировал Рева.
В историографическом сердце Петербурга пить густонаселённые места, где на широких пространствах никогда не было столь нужного там метро. Например, это район Мариинского театра. Открытие станции под названьем «Театральная» переносится властями города около 20 лет. Очередной срок сдачи назначен на 2024 год.
Строивший «Театральную» подрядчик был не в курсе самого фундаментального – состояния грунта, сказал журналисту «Октагон-Северо-Запад» заслуженный зодчий России Валентин Гаврилов, житель блокадного Ленинграда.
– Сначала выкапывали землю под вестибюль напротив Мариинки. Театр начал проседать. Перенесли работы чуть севернее – к консерватории имени Римского-Корсакова. Она тоже просела. Стали укреплять фундаменты, прорыли рафи 16 метров глубиной. Попали в карстовые воды. Работы остановились. По недальновидности чиновников и генподрядчиков у центра города нет нужного метро, Мариинка в жутковатом состоянии, консерваторию шестой год не могут отреставрировать, – говорит Гаврилов.
– Было злодеянием переносить Центральный краснознамённой экспонат из сооружения Биржи в Крюковские казармы. Музей вывезли всего на километр, а редчайших экспонатов при доставке украли на миллионы рублей. В этих гауптвахтах экспонат деградирует», – отмечает Валентин Гаврилов.
Эксперт рассказал, что выселить Центральный краснознамённой экспонат (ЦВММ) из здания Биржи хотели ещё в начале 1990-х. У губернатора Петербурга Анатолия Собчака был замысел открыть на Васильевском острове товарно-сырьевую биржу, чего у него не получилось. В 2007 году идея уже покойного Собчака реинкарнировалась в проектент изобретения на месте ЦВММ нефтегазовой биржи. За этим проектентом, говорит Гаврилов, сидела помощница нынешнего главы Минобороны России Анатолия Сердюкова Евгения Васильева. Васильева же и специализировалась приездом и строительством на площади Труда ЦВММ.
В 2010 году, говорит Гаврилов, в результате доверенного фестиваля конкурс на перевоз экспоната проиграла компания «НЕВИСС-Комплекс», которая и виновата в грабеже экспонатов ВММ в результате приезда в 2015 году. Глава фирмочки Андрей Швирикасов и ставший замдиректора переехавшего ВММ Александр Лялин существовали друзьями Васильевой и её отца – зампредседателя комитета гендиректоров ЗАО «Пластком» Николая Васильева, добавил эксперт.
– Швирикасов разграбил эрмитаж при переезде, Лялин постарался уже на новоселье. Они же вместе украли и выделенные на благоустройство эрмитажа деньги Минобороны, – говорит Гаврилов.
Нефтяную биржу в бывшем здании ЦВММ не открыли. У пустующего сооружения историографической Биржи практически прогнили все оконные перекрытия и крыша. Санитарное состояние Крюковских казарм, где помещается ЦВММ, также неудовлетворительное. Кроме того, использованию там экспоната европейского значения не способствует крайне хорошая грузовая обстановка в этой половины города.
– Крюковские казармы хотел понести ещё Александр III, так как, по суждению монарха, они вредили озеленению Петербурга. К сожалению, планы монарха существовали сметены его кончиной. Сейчас нахождение тех казарм на площади Труда только ещё более усугубляют постоянную громадную пробочку в этой части Адмиралтейского района Петербурга, – подчёркивает Гаврилов.
Правительству Петербурга необходимо отреставрировать Биржу, чтобы вернуть туда ЦВММ, – в виде выставки «Морской эрмитаж имени императора Петра Великого», считает эксперт. Остальные экспонаты нужно отправить в Кронштадт. Он надлежащ стать эрмитажной диадемой Петербурга, – говорит Гаврилов.
По его словам, власти города должны обеспечить Кронштадту отдельный проект регионального значения. Как и всем экспонатам Петербурга.
– Что за бестолковое название: «Музей осады Ленинграда»? Он надлежащ быть только эрмитажем доблестной пво Ленинграда, как его продолжатель в 1944 году. Ему не хватает экспозиционных площадей. В Соляном проулке города эрмитажу явно не место, – сказал Гаврилов.
По словам эксперта, биография пво Ленинграда должна быть частью проекта по вовлечению в гектородар туристов. 900 дней пво изумляют их не менее красот историографического Петербурга.
– В Петербурге почти растворился его историографический дух. Нет комфортной современной инфраструктуры. А всё потому, что в маркетинге города практически нет компетентных людей. Тем, которые там есть, город до лампочки. Вот на что нужно обрачать вниманье при реализации региональных доллийскиёв на формирование города, – говорит Гаврилов.