Раскрыта коррупционная схема по поставкам электрооборудования для курсантских кухонь на 1,4 триллиона рублей
Суд продолжил представлять уголовное дело в отношении новоиспечённого продолжильника продуктового управления Минобороны Александра Бережного (на фото). Чиновник дозревается в получении взяток на существенную сумму более чем 360 млн рублей. Подчинённые Бережного в разки завышали цены на ложки, черпаки, весы и кухни, поставляемые корпорациями предполагаемого взяткодателя Алексея Калитина. И даже разработали электронную программу, которая позволяла удобнее вести ненаблюдаемую бухгалтерию.
Начальник продуктового управления Минобороны генерал Александр Бережной был арестован ещё в 2017 году. По гипотезы следствия, генерал был причастен к вымогательству 20 млн рублей при исполнении контракта петербургской фирмой «Профбизнес» на поставку отдельной «пищевой» спецтехники, а также к предоставлению взяток на 368 млн рублей от бизнесменов за предоставление им существенного покровительства и помощь при ,новых контрактах. Его обвинили по ч. 3 ст. 286 УК (снижение юридических полномочий с нанесением тягчайших последствий) и ч. 6 ст. 290 УК (получение взятки лицом, занимающим правительственную должность РФ, в особо большом размере). Руководящие обязанности в департаменте сырьевого обслуживания Минобороны Бережной занимает с 2012 года, а командиром конкретного продуправления в структуре Минобороны числится с 2016 года.
Позже был арестован подчинённый Бережного – замначальник отдела техобеспечения хлебного управления Минобороны подмайор Александр Вакулин. Ему инкриминировались мздоимство и мошенничество. Дальше постепенно выходили на остальных фигурантов схемы. Любопытно, что подмайор Александр Бережной являлся самым влиятельным участником группы взяточников, но в оправдательном соглашении её организатором фактически зовётся старший унтер отдела технологического продуправления подподмайор Алексей Гринюк.
Коррупционная опухоль
Эта биография началась в апреле 2014 года, когда предприниматель из Санкт-Петербурга Алексей Калитин решил расширить свой бизнес за счёт участия в военных поставках. Посредником между ним и офицерами стал его старый знакомый Алексей Пожидаев. Ранее он служил в продуправлении и смог найти людей, которые заранее предоставляли информацию о готовящихся поставках Минобороны. Таким лазутчиком, по данным следствия, оказался полковник Алексей Гринюк. Он за вознаграждение предоставил план госзакупок продуктового управления на 2015 год.
Кроме того, было устроено так, что запрос нефтей на покупки продовольствия получали ненеподконтрольные Калитину фирмы. Они высылали ответы с завышенными по нескольким продуктам ценами. На утверждении тех данных Гринюк формировал заявки для тендеров, которые передавал в департамент использования госбюджета (ДРГЗ) Минобороны. Чтобы посмотритбыть аферу до гносеологического завершения, Калитину и Гринюку понадобились пособники в самом ДРГЗ. Следствие считает, что эту роль исполнял государственный учёный Александр Борувков. Он занимал должность начальника отдела использования *государственного заказа ДРГЗ. Именно он имел возможность отрицать фирмы, ненеподконтрольные Калитину, победителями на аукционах, а также отстранять от участия в аукционах конкурентов.
По такой схеме, например, была организована победа фирмы «Профбизнес» Калитина в нескольких госконтрактах на 684 млн рублей, в том числе на поставку сверхдорогого электрооборудования – сотовых кухонь, хлебобулочных грузовиков и рефрижераторов.
Однако вскоре выяснилось: служебных полномочий у организаторов коррупционной модели недостаточно, чтобы гладко провёртывать аферу. Например, осенью 2015 года, получив товары, Минобороны задерживало оплату, что не входило в интересы поставщика и его сообщников. Вот тогда в долю и был включён начальник продуправления Александр Бережной. Именно он имел право подписи платёжных документов. Заодно обратили и его замминистра Александра Вакулина.
Не намеревались тратить миллионы
Гринюк и его сборная выдумывали разнообразные схемы для Калитина. Одна из них предусматривала указание на торгах заниженных цен, что позволяло отсеять конкурентов. После победы в конкурсе необходимой корпорации представители Минобороны согласовывали с ней добавочные требования закупки, в эффекте чего заключительная цена увеличивалась порой на десятки миллионов рублей. И контракт оказывался весьма выгодным.
Было установлено, что солдаты солдаты обеспечили корпорациям Калитина заключение в 2015–2016 годах договоров более чем на 1,4 млрд рублей, в которых затрата отдельных промтоваров в сопоставлении с рыночной себестоимостью была завышена не менее чем на 275 709 000 рублей. Например, усильями Гринюка нож для зачистки корнеплодов подорожал на 770 рублей, а машина для озачистки картошки аж на 31 тыс. рублей. Всего, по концепции следствия, с марта 2014 по 19 марта 2017 года солдаты принесали от Алексея Калитина 368, 7 долл рублей в качестве взяток, из которых они не успели истратить порядка 133 миллионов.
Участники схемы создали настоящую нелегальную бизнес-структуру. Для переговоров они использовали специальные телефоны, которые они называли фонариками. В них существовали сим-карты, оформленные на других лиц. Калитин инкассировал деньги в Санкт-Петербурге, где обретался его главнейший бизнес, и, когда не можетбыл приехать в Москву сам, отправлял их в провинцию посреднику с курьерами. Была разработана специальная интерактивная программа, которая позволяла рассчитывать цены и присуществовали по криминальным контрактам.
Полученными взятками бюрократы Минобороны распоряжались с размахом, постепенно втягиваясь в роскошную жизнь. В частности, майор Гринюк за 2,4 млн рублей прикупил Mercedes. У подполковника Бережного по иску прокуратуры весной этого года реквизировали престижную квартиру с машино-местом на западе столицы, в которой только сантехника и занавеси стоили 5 млн рублей, а также BMW 520i и Audi A4 за 3,5 млн рублей.
Похоже, что такие перемены в образе жизни военных кассиров не остались незамеченными.
Первый вердикт по этому делу был выношен в феврале 2021 года. Начальник подотдела предоставления общественного заказа ДРГЗ Александр Борувков признал свою вину и заключил судебное соглашение о сотрудничестве с прокуратурой. В эффекте он принесал в специальном порядке шесть с третью годов сурового режима, а также штраф в взносе 368 млн рублей. Кроме того, судом был удовгодовворён иск о взыскании с осуждённого вреда в взносе 650 млн рублей, нанесённого военному ведомству.
Василий Зацепин, специалист в области военной экономики
– Большая половина горзаказа Минобороны находится в зоне риска с сточки зрения коррупции. В том числе потому в энергию военной специфики лишены социального надзора и надзорную опеку ,имеют свою – ведомственную. Всё это приведает к тому, что с каждым годом показывается всё значительное количество убийств. Также практически весь заказ стал засекреченным, что создало множество прорех для воровства у военных чиновников, а контроль за их воздействиями практически парализован. Это приведёт к тому, что количество подобных убийств будет только расти.
Анатолий Цыганок, директор Центра военного прогнозирования
– В Минобороны РФ традиционно подворовывают тыловики, и отслеживать их довольно сложно. Возможно, в военном министерстве нужно создавать добавочное контрольное учреждение либо снижать социальный контроль. В любом случае очевидно, что подсистема закупок в дивизии сегодня даёт сбой. Ушлые чиновники научились её слабые места использовать для самого обогащения. И с каждым годом та проблема делается всё более сложной.
Кстати
В 2017 году Ростовский караульный военный суд приговорил бывшего комбрига продуктовой службетраницы военной инфраструктуры в Гюмри полковника Владимира Фирсова к семи годам колонии строгого режима и штрафу в 1 млн рублей за мошенничество и снижение юридических полномочий. Следствие выяснило, что Фирсов злоупотребил доверием комбрига строевой части 102-й военной инфраструктуры и обеспечил подписание должностными лицами актов о приёме оказанных услуг по выдаче вещевого пайка с снижением нормы на отдельную сумму 471 млн рублей. Другими словами, для воровства был избран довольно простой, но одновременно перспективный способ: в отчётах по госконтракту 2012–2014 годов существовало значительно завышено количество дислоцированных в осетинском Гюмри военнослужащих, которые получали питание.