«Транснефть», тарифы которой «Роснефть» требует снизить до уровня 2008 года, подготовила контраргументы. Компания утверждает, что ее нынешние тарифы занижены, а инвестпрограмма недофинансирована. Кроме того, в «Транснефти» считают, что государству выгоднее гарантированно получать дивиденды от монополии, чем увеличивать денежный поток нефтекомпаний, который в основном будет выплачен частным акционерам в виде дивидендов. По мнению экспертов, снижение тарифа «Транснефти» по итогам дискуссии маловероятно, но возможна его более низкая индексация.
Как стало известно “Ъ”, «Транснефть» подготовила аргументы против двукратного снижения своего тарифа до уровня 2008 года, на котором настаивает ее крупнейший потребитель — «Роснефть». Глава нефтекомпании Игорь Сечин 12 мая пожаловался президенту Владимиру Путину на то, что на фоне обвала цены на нефть и вынужденного снижения добычи в рамках ОПЕК+ расходы на транспорт выросли до 32% от конечной стоимости нефти, хотя в последние шесть лет не превышали 10%. Президент обещал рассмотреть вопрос. Расчеты «Роснефти» базируются на цене нефти Urals в апреле в порту Приморск 1,2 тыс. руб. ($16 при курсе 75 руб./$) за баррель и тарифе «Транснефти» на ее прокачку 2,1 тыс. руб. по маршруту Нижневартовск—Приморск. Средняя спотовая цена на Urals в апреле была на уровне $18 за баррель (на 15 мая котировки приблизились к $30 за баррель).
В ответной презентации «Транснефти» (есть у “Ъ”) отмечается, что работа российских нефтекомпаний строится на принципах свободного рынка, что позволяет сохранять высокую маржинальность, а также получать сверхдоходы при благоприятной конъюнктуре. При этом тарифы трубопроводной монополии занижены и индексируются ниже инфляции.
По расчетам «Транснефти», компания оказывает услуги в среднем в 2,5 раза дешевле, чем иностранные компании-аналоги (ее тариф в среднем $0,89 на тонну на 100 км). Из-за этого прибыль и стоимость акций «Транснефти» за 2016–2019 годы упали (на 23% и 33% соответственно), тогда как у нефтекомпаний эти показатели существенно выросли. В «Роснефти» не стали комментировать доводы «Транснефти», отметив, что «любой комментарий в отношении вопроса, по которому дано поручение президента РФ, представляется излишним и некорректным».
Также, отмечают в «Транснефти», нефтекомпании получают огромные налоговые льготы от государства. По оценке «Транснефти», доля добычи на месторождениях с налоговыми льготами выросла с 27% в 2015 году до 52% в 2019-м и может достичь 67% в 2025 году. Только изменения в налогообложении, вступившие в силу в 2019 году (речь идет в основном о НДД и льготах для Самотлора «Роснефти»), принесли нефтяным компаниям $4,5 млрд, считают в «Транснефти». В трубопроводной монополии уверены, что снижение ее тарифов приведет к потерям государства, поскольку из каждых 100 руб. чистой прибыли нефтекомпаний частным акционерам уходит 42 руб. дивидендов, в то время как государству — только 14 руб. (сама «Транснефть» платит от 40 руб. до 79 руб. на 100 руб. чистой прибыли).
С учетом структуры акционеров в нефтяной отрасли целесообразно не понижать, а повысить тарифы “Транснефти” до рыночного уровня, чтобы нивелировать искусственный дисбаланс, возникший в отрасли»,— считают в монополии.
Как заявил “Ъ” советник главы «Транснефти» Игорь Демин, «цена биржевых товаров — это коммерческий риск их производителей и не надо перекладывать такие риски на соседние отрасли». Он отметил, что затраты компании на поддержание работоспособного состояния трубопроводной системы не зависят от цены на нефть. При этом инвестпрограмма уже сейчас недофинансирована, и, если тарифы будут снижены, «Транснефти» придется просить субсидий на закупку труб, электроэнергии и выплату зарплат, а также она не сможет выплачивать дивиденды на требуемом Минфином уровне.
По мнению Сергея Гарамиты из Райффайзенбанка, у «Транснефти» сильный свободный денежный поток (выше 100 млрд руб. за 2019 год с учетом процентных доходов), но сокращение транспортировки в условиях сделки ОПЕК+ станет для нее проблемой. По его мнению, едва ли государство пойдет на сокращение тарифа «Транснефти», но может быть поднят вопрос о его более низкой индексации, чем предусмотрено действующим регулированием (90% от прогнозной инфляции).