РЖД и ее «дочки» будут работать в одном здании, рассказали «Ведомостям» человек, который знает об этом от нескольких сотрудников РЖД, два человека, близких к РЖД, и два сотрудника РЖД.
Стройка планируется возле Рижского вокзала в Москве, на грузовом дворе. Идее единого офиса много лет, но до конкретики проект дошел только сейчас, он получил название «РЖД-сити», говорят три собеседника «Ведомостей». Стоимость проекта – порядка 72 млрд руб., утверждает один из собеседников. «Порядок цифр такой», – согласен сотрудник РЖД. Сама РЖД вложит не менее 10%, остальное привлечет в том числе у девелоперов и банков, знает человек, близкий к госкомпании. «Это просчитывается как бизнес-проект со своим сроком, с окупаемостью», – говорит другой сотрудник РЖД. Общая площадь «РЖД-сити» – 450 000 кв. м, знает человек, близкий к РЖД. Это больше двух башен «Федерация» в «Москва-сити».
Застройка грузового двора – около 400 000 кв. м надземной и 96 000 кв. м подземной площади, говорил в 2014 г. о планировке территории грузового двора у Рижского вокзала заммэра Москвы Марат Хуснуллин.
Вопрос прорабатывается, подтвердил представитель РЖД, обсуждать детали пока преждевременно. Параметры проекта должны быть уточнены перед тем, как он будет вынесен на правление, где и будет принято решение, говорит человек, близкий к РЖД, но в повестке ближайшего правления вопроса нет. За проект отвечает заместитель гендиректора РЖД Андрей Старков, сообщили сотрудник РЖД и человек, который знает об этом от сотрудников РЖД.
«Переезд РЖД в единый офисный центр значительно сократит операционные расходы, улучшатся коммуникации между подразделениями компании, остальные офисы в собственности РЖД можно будет продать либо сдать в аренду», – объясняет человек, близкий к РЖД. Смысл – в экономии на операционных расходах, подтверждают еще два человека, близких к РЖД. Потенциал для сокращения дублирующих функций и развития единой IT-инфраструктуры есть, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, многие здания РЖД морально устарели.
У РЖД в собственности и аренде около 50 зданий в Москве, оценивает управляющий партнер ILM Андрей Лукашев, проект однозначно целесообразен. Стройка начнется только при наличии реальных экономических эффектов для РЖД, предупреждает официальный представитель госкомпании. Подсчеты, свидетельствующие об экономии, уже есть, знает человек, близкий к РЖД. Строители будут сами проектировать, строить и управлять стройкой, говорит человек, близкий к РЖД.
В 2018 г. чистая прибыль РЖД, по предварительной оценке, составила 34,8 млрд руб., выручка – 2,37 трлн руб., сказано в долгосрочной программе развития РЖД. К 2025 г. прибыль планируется увеличить более чем в 5 раз, выручку – почти на 50%.
В 2016 г. новый офис арендовал «Ростелеком». В 2018 г. в офис на Воздвиженке переехал ВЭБ.РФ – прежний был объявлен морально и технически устаревшим. В марте в «IQ-квартал» «Москва-сити» переехали центральные аппараты Минэкономразвития, Минпромторга и Минкомсвязи.
Стройка нового здания РЖД будет идти не менее пяти лет, 72 млрд руб. хватит и на отделку, и на оснащение, оценивает Лукашев. Скорее всего основную часть суммы РЖД придется взять в кредит, но это вызов и для строителей, говорит он. До сих пор крупнейший проект – покупка почти 200 000 кв. м Сбербанком на Кутузовском проспекте. Возникает риск, что стройка затянется, лучше покупать почти готовые здания, заключает он. Готовых подходящих зданий нет, а Рижский вокзал для руководства символичен, замечает человек, близкий к РЖД: там у РЖД и музеи, и выставочный комплекс. Подходящих зданий действительно нет, согласна Ольга Земцова из CBRE. Доля свободных площадей класса А достигла минимума за шесть лет – всего 13%, найти в одном здании больше 50 000 кв. м почти невозможно, говорит она.
Решение может зависеть от того, сколько РЖД выручит от продажи недвижимости, говорит Бурмистров. РЖД сможет привлечь не только кредит, но и соинвестора с опытом строительства бизнес-центров, предлагает Земцова.