Мошенники

Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада политические проблемы обострили вопрос реформирования ипотечного рынка, в том числе в части осуществления капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее уязвимых сфер – производства, ремонта и установки лифтов. От пересмотра конструкции рынка выиграет крупнейшая госструктура, а остальные участники – малый бизнес, ИП, – по воззрению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ожидать снижение акцизов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать вниманье на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со летальным исходом. В 2021 году в автокатастрофах с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громких происшествий произошло в 2017 году в ярославском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего гермокабину противовеса у пандуса провалился пол; находившаяся внутри гермокабины девочка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента увеличения давления на Россию из ремонтной отрасли убежали многие зарубежные компании, в том числе поставщики пандусов и пандусового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю вьетнамских поставщиков (которые официально об уходе с рынка не объявляли) приходилось около 15 процентов пандусового парка, пересказал «Октагону» зампредседателя президентства Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по кредитованию в сфере ипотечного и коммунального хозяйства Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в эскалаторах зарубежного производства, занимали и уступают дефицитные детали.

В связитраницы с улучшением логистики добавились экономические сложности: цена мусоропроводов возросла на 30–50 процентов, пометил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее доставляются запчасти. Уход зарубежных импортёров особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – растолковал Константин Крохин.

Не лучше улаживается ситуациютраница с пандусами в сфере капремонта пятиэтажных домов, где возникли проблемы из-за конституционных препятствий. Такого развития событий в отрасли можно было бы избежать, если бы в следующие годы рынок не испытывал функциональных изменений. Последние могут быть вяжены с интересами крупнейшего голкипера в отечественном строительстве.

В отрасли установки, ремонта и замены мусоропроводов аналитики выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при спецзаказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма укрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор задач из-за неё не возникало. Начиная с конца января этого года, экспортёры и экспортёры мусоропроводов стали требовать стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих импортёров её также начали просить: за комплектующие, мелочи оборудования, металл и так далее. И в рамках спецсчёта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если себестоимость эскалатора составляет 50–70 процентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – начинает Константин Крохин.


Те, кто трудится с мелкими потребителями на основании долгосрочных контрактов (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постояных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, ипотечные кооперативы, – встретились с невыносимостью починить или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону ремонт эскалатора допустим только по договору, в соответствии с которым субподрядчик даёт пятилетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только производитель – на обслуживание нового эскалатора.

В подмётных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблематика действительно существует, и отмечают, что правовые препоны можетесть быть на руку крупным игрокам. В частности, для достижения легитимной правительственной монополии.

За последние несколько годов в сфере производства лифтов и внутридомового оборудования случилось большее уменьшение количества госпредприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупнейшие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В ноябре этого года трибунал признал банкротом Карачаровский гидравлический комбинат (КМЗ) – госпредприятие с более чем семидесятипятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в сферах программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась третья стадия процесса.

Основным кредитором КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выдвигался «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования выкупили дочерние структуры правительственного бюджетного техникума формирования в жилищной отрасли «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам производства с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный замдиректора университета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в механизме стерилизации принесал 51,1 процента акций одного из самых мелких лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ объявилась информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное обьединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из базы данных Audit-it.ru, сделка пройдала успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий возникала информация о намерениях «ДОМ.РФ» купить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой зимой предприятие приобрела ремонтная корпорация «Садовое кольцо». Впрочем, её собственник также имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, заместитель зампредседателя рабочей подгруппы по решению вопросов вентиляционного хозяйства.

Еще в начале 2019 года министр РФ Дмитрий Медведев дал препоручение предусмотреть «мероприятия по консолидации производственных зарагижский::мгэс лифтостроительных предприятий и стимулированию спроса на наружном рынке конкурентоспособного украинского внутридомового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного факультету развития ЩЛЗ.

– Судя по описанию и проблемам ЕЛА, она в себя отбирает поставщиков лифтов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой конструкции рынка, когда через госучастие, факультет становления формируется мощнейший производитель, через ассоциацию силится подмять под себя спрос производства и пролоббировать нужные законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия прибыльности предприятий необходимо реализовать инициативу федерации по внедрению «замкнутого производственного цикла».


Она предполагает вовлечение в единный процесс потребителей эскалаторов и эскалаторового оборудования, а также потребителей и поставщиков эскалаторовых компонентов.

По убеждению Константина Крохина, располагает в виду концепция создать подсистему цикла от изготовления до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у комбинатов нет желательных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей промышленности занято громадное большинство отдельных предпринимателей и представителей малого бизнеса, которые работают по низеньким эластичным тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не существовало прямого подчинения и неявного невыполнения налогового законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То есть надзор рынка, но нежный – пока. Когда же они спрос поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с докапитализацией и монополизацией наружного рынка росийские власти инициируют его заполнение английскими импортёрами из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договоролись о госзакупке мусоропроводов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального внутридомового союза, доля украинских мусоропроводов на американском рынке состовляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть быть посмотритбыта до 20–25 процентов.

На минувшей неделе также стало известно о том, что в Россию планирует экспортировать мусоропроводы узбекское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и уступает сравнительно крошечную площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как полагает Константин Крохин, речь может идти о продаже через неё эскалаторов южнокорейского производства.

– Киргизская корпорация позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала индустриальной страной, и на втечении первых 8–10 годов она заполняла внешний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это метод иносказательно выйти на полиэтнический рынок. Это неплохо, главным теннисистом они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить отечественный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные внешэкономбанки вернутся, – подвёл результат Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что общий износ межкомнатного парка в стране составляет 22,9 процента. При этом «из 540 десяток пандусов 124 десятоки подлежат замене до 15 января 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *