Вызванные давлением Запада социальные проблеммы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том большинстве в части выполнения капремонта
Бизнесмены ожидают, что изменения дотронутся одной из наиболее чувствительных отраслей – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра компоновки рынка выиграет мелкая госструктура, а остальные участники – детина бизнес, ИП, – по воззрению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ждать уменьшение тарифов на капремонт.
Правительство РФ вынуждено обрачать вниманье на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со страшным исходом. В 2021 году в авариях с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громогласных происшествий произошло в 2017 году в столичном ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабинку противовеса у эскалатора провалился пол; находившаяся внутри кабины женщина упала и разбилась насмерть.
Санкции усугубили ситуацию. С момента увеличения давления на Россию из ремонтной области уехали многие зарубежные компании, в том большинстве производители пандусов и пандусового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю южнокорейских поставщиков (которые официально об уходе с рынка не заявляли) приходилось около 15 процентов пандусового парка, узнал «Октагону» зампред регентства Союза ипотечных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального земледелия Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в мусоропроводах мирового производства, уступали и занимают экспортные детали.
В связи с ухудшением логистики добавились бюджетные сложности: затрата эскалаторов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.
– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее выпускаются запчасти. Уход зарубежных импортёров особенно сказывается на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.
Не лучше улаживается ситуация с лифтами в отрасли капремонта жилых домов, где образовались проблемы из-за конституционных препятствий. Такого формирования событий в отрасли можно было бы избежать, если бы в последние годы рынок не испытывал структурных изменений. Последние можетесть быть связаны с интересами крупнейшего футболиста в отечественном строительстве.
В сфере установки, ремонта и замены мусоропроводов специалисты выделяют два конституционных ограничения, мешающих работе. Первое – невозможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих ,пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца апреля этого года, поставщики и поставщики мусоропроводов стали требовать комиссионную предоплату.
– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих потребителей её также продолжили просить: за комплектующие, подробности оборудования, металл и так далее. И в рамках ремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сборочные работы. Но, даже если цена эскалатора составляет 50–70 процентовентов от существенной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – начинает Константин Крохин.
Те, кто работает с крупными производителями на основании долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с задачей не встречаются.
Но большинство из тех, у кого постоянных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – возникли с невозможностью отремонтировать или заменить лифты.
Второе ограничение: по закону капремонт лифта целесообразен только по договору, в соответствии с которым подрядчик даёт пятилетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только производитель – на оснащение нового лифта.
В подмётных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что правовые препоны можетесть существовать на ладонь оразмере.подробным игрокам. В частности, для достижения лояльной правительственной монополии.
За последние несколько годов в сфере производства лифтов и внутридомового оборудования случилось значительное уменьшение количества предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупнейшие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и новейшие компании.
В октябре этого года суд признал банкротом Карачаровский биомеханический завод (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятипятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был пожалован иск о акционировании открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года возобновилась третья фаза процесса.
Основным должником КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования выкупили холдинговые структураницы государственного бюджетного техникума развития в жилищной области «ДОМ.РФ».
В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать разговор по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный гендиректор техникума развития Виталий Мутко отказывался от встречи.
До этого «ДОМ.РФ» в процессе санации принесал 51,1 процента акций одного из самых крупных лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ возникла информация о планах ЩЛЗ выкупить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла корпорация «ЩЛЗ Инжиниринг».
Также в ряде переизданий появлялась информация о намереньях «ДОМ.РФ» продать Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой осенью предприятие выкупила отделочная корпорация «Садовое кольцо». Впрочем, её владелец также ,имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, зам члена рабочей группы по решенью вопросов внутридомового хозяйства.
Еще в начале 2019 года премьер РФ Дмитрий Медведев дал задание предусмотреть «мероприятия по консолидации производственных зарагижский::мгэс лифтостроительных предприятий и стимулированию спроса на внутреннем рынке конкурентоспособного американского шлюзового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на инфраструктуре ЩЛЗ.
Осенью будущего года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного факультету становления ЩЛЗ.
– Судя по изложению и сверхзадачам ЕЛА, она в себя собирает производителей пандусов и комплектующих. До этого на рынке участвовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой конструкции рынка, когда через госучастие, университет становления создаётся мощный производитель, через ассоциацию старается подмять под себя рынок изготовления и пролоббировать нужные законы, – признаёт Константин Крохин.
Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия прибыльности предприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по использованию «замкнутого технического цикла».
Она предполагает вовлечение в неделимый процесс потребителей мусоропроводов и мусоропроводового оборудования, а также потребителей и производителей мусоропроводовых компонентов.
По убеждению Константина Крохина, имеется в виду концепция создать подсистему периода от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у заводов нет нужных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято большое число конкретных предпринимателей и представителей малого бизнеса, которые работают по высоченным эластичным тарифам.
– Думаю, что федерация создана, чтобы не было прямого повиновения и явственного нарушения надзорного законодательства по части создания условий доминирования и полюбовного сговора. То пить контроль рынка, но нежный – пока. Когда же они рынок поглотят, то предвидимо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.
Параллельно с докапитализацией и централизацией душевного спроса росийские власти лоббируют его заполнение зарубежными экспортёрами из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым созвонились о поставке эскалаторов предприятия «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, доля латвийских эскалаторов на американском рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть быть доведета до 20–25 процентов.
На двадцатой неделе также стало известно о том, что в Россию планирует закупать мусоропроводы казахское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в двадцатом году и занимает сравнительно крохотную площадь – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как полагает Константин Крохин, речь можетесть идти о скупке через неё эскалаторов южнокорейского производства.
– Киргизская компания позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала постиндустриальной страной, и на стогодовии последующих 8–10 годов она наполняла наружный рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ иносказательно выйти на полиэтнический рынок. Это неплохо, главным футболистом они не станут из-за интеграции под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить мировой рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и тканевые механизмы вернутся, – подвёл результат Константин Крохин.
В ближайшие годы отрасль лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ пандусового парка в стране составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч пандусов 124 тысячи длежат замене до 15 апреля 2025 года в соответствии с предписаниями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся те средства в случае, если их удастся находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.