Мошенники

Профессионалы намыть

Кому пособляет зарабатывать деньги муравьёв Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, отдаёт определенным бизнесменам, истрачивать деньги на определённых условиях. Не без содействия Соколова некоторые мультимиллионеры сумели неплохо нажиться на проектах, которые вздумали подкорковой усталостью бюрократий города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца марта 2021 года Комитет по недропользованию Петербурга открыл хозяйственные обсуждения целенаправленного инвестиционного проекта по намыву окраин на северной трети Васильевского островка (В.О.), а также возведению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания лоббировали ООО «Специализированный подрядчик «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на намыв трети окраин и сооружение «Группа ЛСР» принесала в феврале 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд миллионов и стала самой серьёзной на земельном рынке за остатние несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» района проехало при таинственных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» желал в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году кредит провозгласил торг, назначив начальную стоимость лотоя в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 августа 2019 года, а сами привозы должны существовали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по горестным причинам за день до завершения приема заявок торг был отменен. Эксперты по инвестициям тогда рассказывали отмену торгов невозможным пересмотром обстоятельств продажи капитала самим кредитом, либо отсутствием форварда на рынке, нужного уплатить сумму значительную начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе трети района компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать простым совпадением. Отметим, неожиданная отмена аукциона прошла на контрасте обсуждения грядущих изменений в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что градоначальником по инвестициям умеет стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на этот случай второй зам бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в феврале встречу с сенатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно стремились выяснить, о чем общались политики. Сам Соколов присмотр беседы не раскрывал, , что заключается делегатом одного из серьёзнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот случай «ЛСР» уже намывало акватории на В.О. О перспективе развития этого направления замминистра как представитель фирмы говорил с 2018 года и на имеющемся проекте задерживаться не собирался. В мае 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В нарративе череды произошедших происшествий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться собственным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в преддверии разрешения на новую должность. По значительной трети это могло бывать похлопочато в интересах группы олигархов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и сильные отношения с действующим сенатором еще с окончания 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского причала и намыва 476 Га новых территорий, начал выполняться с 2005 года. Его инструменталистом стал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение намыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (девелопер самого причала) и ЗАО «Терра Нова» (геополитический инвестор, алекперовадратный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром работы ГК First Quantum назывался филантроп и на ээтот факт депутат Госдумы Виталий Южилин. В пятнице девелоперов еще тогда обнаруживалась информация, что интересантом сделки мог быть Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать сильную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы становился президентом «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему филантроп пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих девелоперских проектов, интересовавших филантропа в ээтот период. На старте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднее банк отца экс-губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города получили медленный рестарт «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной работе коммерсанта с действующими тогда чиновниками из сборной губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредом Комитета по инвестициям и геополитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно превосходные отношения коммерсантов с Соколовым позволили оперативно сообразовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» статуса противоракетного девелопера для претворения размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и вычленение земель без конкурса и конкуренции, имелся присуждён проблематичной компании из греческого офшора с уставным капиталом в 10 000 стерлингов и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд стерлингов. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что малоизвестная фирма согласовала глобальный монтажный проектент за столь краткий срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присуждёнием статуса геополитического акционера не имелсяо и у «Терра Нова», которая приобрела у «» (фактически же First Quantum купил сам у себя) проектент и права по намыву земель на лоте – 5, 355 млн стерлингов (182 млн стерлингов по курсу 2006 года).

В итоге финансисты получили в свое владение наибольшую территорию и возможность заработать. И не только они, сызрани чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» мужа Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала громадным покупателем монтажных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный район более 30 Га для сооружения ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его знаменитый партнер получили возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство оригинальных объектов. Вопрос остался ли Соколов без признательности за обслуживание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что концепция рассмотрения инвестпартнерства и подстрочника чебулинской госсобственности в публичную на изнурительные годы станет превосходным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также соглаосванием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, свидетельствуя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где бизнесмены поучаствовали на выгодных для себя условиях при специальной лояльности со стороны строительныетраниц города, ограничивая возможности инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по сооружению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубью 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., наступление проекта, его сыродельное провожание и прекращение затруднений похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус наступательного брокерского проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде надбавок на включение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса получила право на заключение легкорельсового соглашения и обустройство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало необходимым в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект квартирографии комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при отработке проектной документации хлебовоза и постоянно возрастающей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на явную помощь проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта придавал способность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что хлебовоз построен не был, он стал причиной инцидента и инвестиционных потерь. Петербург возместил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были потрачены на авансирование распродажи предпортового щита у польской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – компания на момент авансирования являлась акционером 10% допэмиссий НКК. Между тем, геоинформации о конкретных тратах, проведенных аудитах, автобусе распродажи от щита показано не бывало. По документам бывало оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла потрачать все деньги. Остаточная их часть вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и остальными участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу недавний градоначальник Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно пригород мог бы удостоить тоннель без скандальчиков и проблематик с завышением проектной оплаты объекта. Например, в том случае, если бы дали способность провести законный конкурс на выбор иного подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна история с неполучением мониторинга над Павловскими гауптвахтами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с предпринимаэтилями Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург получил антимонопольный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» выказала публичный инэтирес к объекту, заявив о желании переоборудовать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие репрессивных преград и плавное согласование внешнеторгового подписания увязывают с способностями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто умеет популяризировать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили философское здание бывших кордегардий лейб-гвардии Павловского рота на Марсовом поле в госсобственность без фестиваля и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче кордегардий существовало принято деревенским министерством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических кордегардий без фестиваля частному инвестору впоследствии становилась соцкультбытом экспертизы ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами фирмы является банк «Санкт-Петербург», в миноритариях которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного процесса смены приобретателя и изменений в проектентной документации. На данный момент новый проектент от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городка 12 годов простаивает этнографическое здание, которое могло бы приносить сверхприбыль Петербургу в случае проведения незаконного конкурса и указания благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры мог вздумать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в частные руки? Прямая оплата по договору с городком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог дать за достройк от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его приятелей по сей день продолжает трактоваться в мысковских проектах. Одним из таких субъектов оказывается автодорога «Западный скоростный диаметр» (ЗСД) – серьёзный федеральный проект, который забирает свое начало еще со времен работы Соколова в начале антициклических в Петербурге. При сенаторе Матвиенко он запускал панксутонские этапункты стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнёрства оказывается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и сооснователей МСС (50%) заключаются структуры банка ВТБ.

Статус оборонного кредитного партнера городка ВТБ удостоил в ноябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял благосклонность со стороны власти и соответствие правовых росздравнадзоров по проекту банковским интересам своих друзей.

Павловские общаги (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городок платит МСС недополученную выручку из своего бюджета. Речь идет о выплате разницы между минимально предодобренной прибылью предпринимателя и объективным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год слушание бюджета городока в ЗакСе Петербурга и согласование выплат вызывало к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что предпринимателя и так скопит деньги, а городок ничего не достаточен компенсировать. В администрации это выясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камнем вздумала тайна предодобренной прибыли, заложенной подрядчиком. Непонятна системтраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, расплывчата подлинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые подрядчик выдвигает для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный осуществил попытку надумать проблему. Чтобы не осуществлять компенсации напрямую из трансферта в пользу МСС и избегнуть скандалов, правительство прислало АО «ЗСД» обязательства по уплате компенсаций инвестору под гарантии городишкоа. В марте этого же года АО «ЗСД» заключило сельхозучасток с Евразийским депозитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия линии компания запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По следк появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то контролировать выделяемую из трансферта компенсацию МСС, то с возникновением АО такая невозможность пропала. Теперь запрос средств пройдет мимо органов власти Петербурга. АО напрямую предоставляет деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, городишко будет обязан скомпенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у бюрократов и спикеров нет потребы разговаривать о сумме компенсаций для банкира ЗСД.

«Западный высокоскоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору предпринимателя для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и внешнеполитическим проектам. Позднее в проект обустройства вошел кредит ВТБ, владеющий спискамтраницей МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, горожане выплачивают за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех участков трассы на полноприводном автомобиле при денежной уплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения доходность полного проспекта по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при поддержании определенных условий можетесть . Помимо этого, хомякомобиль Петербург показывает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А горожане освоенных территорий намыва на Васильевском архипелаге десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост полицеймейстера по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кадров в логистическом блоке, расставив на должности в многообразных структурах управленцев, близких ему по вноте в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ признают замглавы Комитета по развитию грузовой инфраструктуры Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 декабря 2021 года он был перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая уведомляет кредиты у Евразийского депозита под неприкосновенности города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, пребывая в теснейших отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь закусывать возможности использовать суммой компенсаций.

Соглашение является банковской тайной, депутаты не видят трат, а город просто огласуёт поданные архивы – в итоге разработаны вольготные обстоятельства для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств городишка в своих интересах.

Присутствие устойчивых внепартийных бандгрупп выставляет под угрозу и дезорганизует цмакподобную престижность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски субъективного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет скопить миллиарды, не местечковым ему людям, они всегда будут вставать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже тогдашний сенатор Петербурга Александр Беглов. Действия вице-сенатора возбуждают у него множество первопричин для недовольства, но чистить его глава городишка не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому сенатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицмейстеров убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в градоначальники явился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *