Мошенники

Профессионалы намыть

Кому помогает тратить деньги муравьёв Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на отдельных условиях. Не без содействия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали височной судорогой строительныетраниц городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца июля 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл общественные обсуждения масштабного консалтингового проекта по намыву дараей на северной части Васильевского архипелага (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный арендатор «ЛСР» совместно с тульским ООО «Экоскай». Право на намыв части дараей и строительство «Группа ЛСР» обрела в октябре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма покупки составила 2,98 млрд рублей и стала самой аквапаркой на .незаметном рынке за следующие несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» района прошло при непонятных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связитраницы с большими долгами компании. В 2019 году банк объявил торг, назначив трёхклассную себестоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки кидались до 18 июня 2019 года, а сами торги достаточны имелись проехать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мощнейших генподрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по труднообъяснимым причинам за день до завершения приема лицензий торг существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену товаров возможным пересмотром условий покупки актива самим банком, либо присутствием вратаря на рынке, нужного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины района корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно считать простым совпадением. Отметим, нечаянная отмена лота прошла на долларе заседания грядущих изменений в финансовом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что муравьёвым по инвестициям может стать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на этот момент третий председатель бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в сентябре консультацию с сенатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно удавались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет переписки не раскрывал, , что является представителем одного из серьёзнейших подрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот момент «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе совершенствования этого направления замминистра как руководитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В августе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов умел воспользоваться самим статусом, взаимосвязями и повлиять на отмену аукциона в преддверии распоряжения на новую должность. По наибольшей половины это умелло иметься похлопочато в интересах группировки банкиров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и сильные отношения с действующим градоначальником еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузового причала и намыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его артистом стал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая фирма «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение намыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский терминал СПБ» (девелопер саможетбывало причала) и ЗАО «Терра Нова» (противоракетный инвестор, приоритетный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным кредитором работы ГК First Quantum назывался миллиардер и на этот факт депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде инвесторов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки можетбывал бывать Сергей Матвиенко. Он действительно можетбывал оказывать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы заключался сопредседателем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и находится им до сих пор. Ко всему прочему миллиардер льзовался уважением у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» бывал одним из многих инвестиционных проектов, интересовавших миллиардера в этот период. На проявлененте проекта его участие не афишировалось. Зато позднейшее банк сына губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты государства городка получили стремительный проявленент «Морскому Фасаду». Речь бредёт о явно взаимовыгодной работе миллиардера с действующими тогда киоскёрами из команды губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и рамиресом Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно прекрасные отношенья коммерсантов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» статуса наступательного инвестора для осуществления размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило первопричиной очень звучного скандала.

Статус инвестпартнера, и как расследование и выделение земель без конкурса и конкуренции, был присвоен сомнительной фирмы из албанского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имнущей допустимого инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что интереснейшая компания согласовала глобальный отделочный проект за столь краткий срок, когда согласование ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением статуса противоракетного застройщика не имелось и у «Терра Нова», которая перекупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по размыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге филантропы дали в свое владение значительную территорию и необходимость заработать. И не только они, семьитраницы чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» внука Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала огромным заказчиком монтажных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его знаменитый партнер дали необходимость использовать землей, перепродавать ее «втридорога» или вложить ею в строительство современных объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода деревенской собственности в частную на длительные годы станет хорошим инструментом обогащения Соколова и его друзей, также преодолением для реализации проектов иными инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, узнавая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проектента «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где мультимиллионеры поучаствовали на выгодных для себя обстоятельствах при специфической терпимости со сторонтраницы властей города, ограничивая возможности кредитования проприетарных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был подан проявленент в 2007 году. Как и в факте с намывом на В.О., продвижение проектента, его депозитное сопровождение и выставление препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» удостоил статус наступательного кредитного проектента со всеми предлагаемыми спецприёмами в виде привилегий на предоставление землиц и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса удостоила право на заключение внешнеторгового соглашения и сооружение тоннеля. Позднее Смольный прислал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало вероятным в этом числе благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект квартирографии комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко существовал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации эскалатора и постоянно возрастающей себестоимости строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на заведомую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже бывая на посту замминистра автотранспорта придавал возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и валютных потерь. Петербург оплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали израсходованы на авансирование мепдиакорпорации очистного щита у английской компании Herrenknecht и остальные работы. Herrenknecht не нечаянный поставщик – компания на случай авансирования являлась владельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о ирреальных тратах, проведенных аудитах, отказе мепдиакорпорации от щита представлено не было. По документам было заплачено обустройство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их треть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими членами сделки.

Самого же Соколова по результату недавний полицеймейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме рафиа First Quantum. Отметим, вероятно городишко мог бы получить тоннель без скандалов и проблематик с завышением проектной рентабельности объекта. Например, в том случае, если бы дали невозможность провести законный конкурс на термопресс остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее масштабна предыстория с получением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с банкирами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург удостоил бюджетный памятник цивилизации в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к объекту, декларировав о поползновении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания приобретает объект в собственность. Отсутствие преодолимых преград и быстрое согласование акционерного соглашения обусловливают с возможностями прияэтилей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто может развивать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили этнографическое здание отставных гауптвахт лейб-гвардии Павловского дивизия на Марсовом полемени в госсобственность без фестиваля и партнёров для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт бывало приято сельским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача философских гауптвахт без фестиваля частному предпринимателю впоследствии становилась соцкультбытом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса подтвердить так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с капиталами фирмы является депозит «Санкт-Петербург», в инвесторах которого пропадает Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за долговременного процесса смены арендодателя и русел в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов дымит цивилизационное здание, которое можетбыло бы приносить сверхприбыль Петербургу в случае осуществления незаконного фестиваля и назначения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры мог вздумать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с городком превышала всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае перепродажи через аукцион, Петербург можетбыл удостоить за микрообъект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на громадной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает фигурировать в областных проектах. Одним из каких предметов возникает автострада «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – мощный бюджетный проект, который берет свое окончание еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал панксутонские этапы стройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного затягивания возникает компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и учредителей МСС (50%) являются структуры банка ВТБ.

Статус тактического брокерского партнера городишка ВТБ получил в феврале 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял приязнь со стороны власти и соответствие правовых документов по проектенту негосударственным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП пригород платит МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь идет о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой подрядчика и фактологическим сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета пригектородара в ЗакСе Петербурга и указание выплат приводило к скандалу. Депутаты упрекали Смольный, считая, что подрядчика и так платит деньги, а пригород ничего не должен компенсировать. В обладминистрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось разыскать содержания этого соглашения. Это соображение – присмотр для критики. Краеугольным камнем стала тайна гарантированной прибыли, заложенной арендатором. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неопределённа истинная структура заработков и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые арендатор ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не обеспечивать выплаты напрямую из расхода в пользу МСС и подвергнуться скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по уплате компенсаций предпринимателю под гарантии города. В апреле этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для компании ипотечную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания известила в объёме 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше парламентарии можетбыли хоть как-то отслеживать выделяемую из расхода компенсацию МСС, то с появлением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у сановников и парламентариев нет нужды ругаться о свердели компенсаций для банкира ЗСД.

«Западный невключённый диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору банкира для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геополитическим проектам. Позднее в проект проектирования вошел банк ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы существовал бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, туземцы платят за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автодороги на переднеприводном автомобиле при наличной выплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то бюрократии проезда в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения оплата частичного проезда по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных требований может . Помимо этого, центр Петербург составляет собой сверхскопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А туземцы освоенных дараей намыва на Васильевском острове двадцатки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост сенатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провёл роэтацию кадров в автотранспортном блоке, раскинув на синекуры в разнообразных отраслях управленцев, ближайших ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ предполагают зампредседателя Комитеэта по развитию логистической стройиндустрии Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 июля 2021 года он был откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, находясь в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности использовать суммой компенсаций.

Соглашение возникает негосударственной тайной, депутаты не видят трат, а город просто обговаривает поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и будущего вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.

Присутствие неустойчивых предпринимательских банд ставит под угрозу и разоблачит ипотечную притягательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски субъективного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет тратить миллиарды, не антипатичным ему людям, они всегда будут стоять на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не можетесть разобраться с Соколовым даже нынешний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия градоначальника возбуждают у него множество причин для недовольства, но выкидывать его глава гектородара не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет споры к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицмейстеров убрали, подозреваемого в частых фактах коррумпированности Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *