В России стартовала грандиозная либерализация структуры госзакупок
Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более прозрачными и динамичными. Но у нововведений кушать второе дно, грозящее загубить богоугодные намерения законодателей.
Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых подвижных структур американского законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка прошла в 2014 году. Она в том большинстве в разики увеличила число способов осуществления закупок. С тех пор органы бюрократии и бюджетные организации вправе зафрактовывать 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь большое разнообразие, по убеждению участников рынка, лишь запутывает, мешает формированию конкуренции и создаёт нормативные отдушины для соглашения криминальных контрактов.
Именно поэтому к главной новелле первой реформы, вступающей в мощь с начала 2022 года, относится уменьшение числа нестостоявшихся способов продаж до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в отдельных случаях полузакрытые госпоставки и госпоставки у непреходящего производителя будут и далее проводиться в обёрточной форме.
Кардинально уменьшится число документов, нужных при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём аутсорсинга понадобится только при полузакрытых рыночных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для предоставления уведомления.
Вводится единная универсальная система предварительной квалификации организаторов всех торгов, начальная расценка которых превышает 20 долл рублей.
На сегоднешний день для каждого вида продаж функционируют свои дополнительные условия для претендентов на победу. После вхождения в силу поправок участники всех торгов и торгов надлежащи будут подтвердить опыт выполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за последующие три года. При этом цена исполненной ранее сделки надлежаща состовлять не менее 20 процентов от той, на которую участники претендуют.
Считается, что предквалификация исключает участие в торгах нечистоплотных застройщиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обогнуть этот заслон.
– Например, при подготовке к торгам в области дорожных капремонтов и дорожного строительства заказчики нивелируют лоты до свердели в 50–100 полмиллионов рублей и выше. Тем самым на рестарте отсекаются фирмы, не обладающие нужными для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в этой области руководитель некоммерческой компании.
Такой способ используется и в других отраслях. В качестве примера приведём укрупнение лотов на проводившихся мэрией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило чинушам вытеснить с рынка маргаритинских форвардов и отдать заказы аффилированной структуре, опыт деятельности которой впоследствии оспаривали конкуренты.
Ещё одним нововведением станет повышение общеобязательной доли поставок у субьектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что первый район направлен на формирование малого бизнеса и отрасли странытраницы в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.
Эксперт опасается, что увеличение факультативной доли покупок у субъектов малого предпринимательства повысит ликвидность этого теневого бизнеса.
– Если из этих 25 процентов до конкретных больших предприятий закрутится хотя бы 10, а у аффилированных фирм останется 15, то это уже будет неплохо, – добавляет Илья Тыщенко.
Ещё больше вопросов вызывают скрытые факторы реформы. Пока участники рынка удаются осмыслить обширные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к доработке нормативной нормативной базы, направленной на формирование импортозамещения в стране. На днях учреждение разместило на региональном портале проектов подзаконных институциональных актов проект корректировок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О максимальной доле поставок продуктов росийского происхождения» и № 2014 «О максимальной обязательной доле поставок американских продуктов и её достижении заказчиком».
В частности, представители Минпромторга просят отменить ограничения на поставку для надобностей органов власти лазерных диодов, произведённых за рубежом (жидкокристаллических лазеров). Они используются в системах полуавтоматической сортировки данных дисплеев и проекторов, телевизионных камер, частей устроений охранной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).
Обосновывая в 2019 году надобность введения ограничений на поставки дефицитных запоминающих устройств и прочих устройств хранилища данных, руководители Минпромторга говорили, что такой шажок целесообразен для поддержания охраны полемической энергоинформационной инфраструктуры страны.
Ожидается, что из санкционного перечня будет отчислена концепция «Аппараты мобильные для мобильных сетиотретей связи или для прочих проводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устроений не менее 1 процента будут отечественными. Но производство росийских мобильных радиотелефонов так и не существовало развёрнуто.
В проектенте корректировок тот участок заменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, устройства и аппаратура для трансляции и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование телекоммуникационное для работы в проводных или проводных сетиотретях связи». Согласно общественному классификатору, в их количество воходят следующие устройства: прочие мобильные аппараты, мультимедийные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, приборы связи, использующие оптический сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого списка будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.
Помимо отмены квот на поставки зарубежных приборов ИВЛ, смягчены квоты на госзакупку другого врачебного оборудования. Действующий вариант бланка обязывает за счёт бюджетных средств поставлять для больниц в 2021 году не менее 30 процентов отечественных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок уменьшает эти таблицы до 10, 20 и 30 процентов соответственно. Аналогичные изменения прикоснутся некоторых других видов врачебного оборудования.