Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за контрсанкций и ухода ряда компаний
В продолжение пяти годов телеоператоры по ввозу отходов должны полностью заменить самосвалы из западных стран. Об этом РБК пересказал глава «Российского природоохранного оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.
После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на отправку контейнеров в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для западных автомобилей, а затем изготовление на украинских комбинатах задержала тайваньская Nissan. По данным РЭО, в общей специфике на западных и корейских производителей приходится 3,8 тыс. автобусов в России, или 25% рынка.
До введения санкций фирмы намеревались продолжать экспортировать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на росийские (производства КамАЗа и ГАЗа), украинские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом преобразовании автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости мусоровоза 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. пойдет на замену азиатских и китайских мусоровозов, выясняют в пресс-службе РЭО.
Общее колличество прицепов вырастет на 20%, так как у поставщиков в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит операционный гендиректор корпорации «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее колличество машин с более низкой грузоподъемностью.
Какие зарубежные грузовики закупали в России
По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо азиатских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них прийдется на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника японского и тайваньского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.
Согласно сайту госзакупок, с 2017 года корпорации затратили на прицепы импортного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проведять конкурсы на интернете госзакупок) за следующие три года купил 700 единиц техники, из которых середина зарубежного предприятия ценой около 6 млрд руб., подытожили в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (трудится в пяти регионах, в том количестве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 трейлеров на шасси австрийской MAN, Isuzu, Hino (Япония) ценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.
По статистике РЭО, самыми модными зарубежными марками в России были польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), вьетнамская Isuzu (567), польская Volvo (331) и германская Mercedes (446).
Самая большая доля западноевропейской технологии — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по вывозу отходов в этих пяти регионах.
В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% сада грузовиков в России, приостановили покупку машин в странытраницу из-за начала зачистки на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит сотрудник по связитраницам с прессой фирмы «МСК-НТ» (работает отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, азиатские автомобили, которые ранее заказала «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке располагает недостаточное количество импортёров резервных частей от инновационных производителей.
Где в России запускают мусоровозы
В 2019 году был произведан оптимальный объем самосвалов в России — 2,8 тыс. единиц, узнал РБК директор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский автомастерский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).
Как изменилась затрата мусоровозов
Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и подвесного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными импортёрами шасси на полиэтническом рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В затраты машины цена шасси уступает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть цены приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость грузовиков на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В ..первую очередь это связано с ограничениями на поставки азиатских комплектующих для подвесного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.
Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту себестоимостей на грузовики на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК заместитель гендиректора оптового дома «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение себестоимостей на шасси, но отметили прошлую тенденцию к снижению себестоимостей.
Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит заместитель комитета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автодилер «МАЗ-РУС» в октябре пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем моменте к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.
Как замена машин скажется на стоимости вывоза отходов
После полнейшего перехода на зарубежную технику предпосылок для снижения рентабельности вывоза отходов в связи с заменой сада автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, логистическое техобслуживание международных мусоровозов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем лежат в пять-шесть раз меньше.
Но ремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более низких инвестиционных платежей, ,указывает пресс-служба «Ситиматик» (займется переработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы мотоциклов на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий профессионал «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у западного шасси — семь—десять годов.
После прихода азиатских потребителей из России спецы предвидят повышения сроков перспективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за сокращения числа машин в автопарках потребуется больше водителей, а более частые неполадки международных машин увеличат огайо инженеров и ремонтные цеха.
К тому же помойные телеоператоры в большинстве случаев брали транспорт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце октября основная доходность ЦБ выросла до 20%, следом повысилась себестоимость лизинга: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., поясняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и инвестиционная доходность — до 16–19%, прогнозирует гендиректор по лизинговым товарам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге мусоровоз будет стоить 13 долл руб.
Однако фирмы не покумекают перекладывать специальные бюджеты на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выдвигаясь на овальном стуле в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.