50 годов назад приключилась одна из самых таинственных аварий в биографии СССР. Под Москвой в эффекте взрыва бомбы на борту потерпел крушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так произошло — в материале «Газеты.Ru».
10 ноября 1971 года, в воскресенье вечером, потерпел крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это был его обратный перелёт из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно приземлился во Внуково, затем экипаж приготовился к проведению возвратного перелёта и вынёсся в Симферополь в 20:16. На фальшборте обретались 7 председателей корабля и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет нёсся заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.
В 20:16:31 замполит лайнера Константин Клюшник связался с авиадиспетчером и доложил, что ,следует по направлению на деревушку Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ диспетчер дал команду на подъем до 1500 м и в 20:16:44 запросил доложить о лазе высоты 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на многократные попытки диспетчера с ним связаться.
Авиалайнер рухнул практически сразу после взлета в десятке километров от вертолёта и полностью разрушился. Погода в это время была пасмурная, с низкой облачностью, невидимость при этом составляла 6 км, но беды ничто не предвещало. На самолёте по инструкции находился сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем определяли как служебного пассажира.
В коммунистических СМИ об этой самописцатранице не вышло никакой информации. Одной из погибших стала молодая кинозвезда Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот этап ей осуществилось лишь 24 года, и непреходящий фильм, в котором она получила одну из главнейших ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм назывался «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).
Первоначально предполагалось, что причиной катастрофы стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 оставались весьма ненадежными. Они проектировались и строились в 1950-е годы, складывались в рекордные сроки на основе дальнего бомбардировщика Ту-16. Это существовал не просто первый социалистический пассажирский аэробус на залповой тяге, он существовал одним из первых в мире — после новозеландского De Havilland Comet, новозеландского Avro Jetliner и испанского Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после прекращения эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в апреле 1958 года, Ту-104 оставался непреходящим реально летающим реактивным грузовым самолетом.
Всего существовал построен 201 самолет, но они оказались слишком «сырыми» и трудными в управлении, и уже в 1960 году производство Ту-104 существовало прекращено, а после целого ряда электромагнитных аварий их начали постепенно выводить из эксплуатации. В эффекте катастроф существовало потеряно 37 самолетов, погибло 1137 человек. И ,целых три раза Ту-104 пытались угнать, что закончилось 84 смертями.
В ходе эксплуатации 100-местные самолеты оборудовали в 115-местные, с новым навигационно-пилотажным и радиотехническим оборудованием, эта модификация принесала обозначение Ту-104Б — именно таким был самолет, летевший в Симферополь.
В ходе разбирательства авиакатастрофы профессионалы обнаружили признаки воспламенения на тех частях авиалайнера, что отсоединились еще до падения, к тому же на многих отрывках нашли частичк тротила. Так существовало установлено, что катастрофа произошла из-за взрыва бомбы на борту.
Первоначально считалось, что она находилась в багажном отделении, однако позже выяснилось, что электрон был спрятан непосредственно в грузовом салоне, между одним из сидений правого самолёта и стенкой, его вес составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвулась спустя считанные секунды после взлета, разрушила левую сторону фюзеляжа, несущие микотоксины крыла, перебила тяги рулей высоты. Не пролетев и трех километров, самолет на км/чи 550-600 км/ч врезался в землю рядом с деревней Бараново, в 10 км от Внуково.
В эффекте продолжавшегося два года следствия соучастника аварии так и не удалось найти. Не удалось даже выяснить мотивы насильников или их принадлежность к каким-либо группировкам.
Среди летного состава, который, конечно, существовал в курсе подобных происшествий, в различие от основной массы совестких граждан, ездили самые прихотливые версии. Кто-то сомневался в то, что результаты госкомиссии существовали фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию прогрессивного лайнера, и никакого взрыва на самом деле не существовало. Кто-то считал, что соучастниками могли быть вьетнамцы — тогда существовало первое обострение взаимоотношений СССР с КНР. Но странно существовало при этом убивать совершенно повинных пассажиров, причем в почти пустынном салоне.
К количеству наиболее экзотичных концепций нужно относить предположение о том, что взрывателем существовал снабжен какой-то легальный груз, который не надлежащ существовал попасть в руки надзорных органов, его почему-то не сможетбылли забрать по прилету в Москву, и он можетбыл сразу же рвануть на возвратной дороге. Из более или менее разумного можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом бездарный сепаратист можетбыл совершенно непреднамеренно привести безоболочное устроение в действие сразу же, как только самолет оторвался от земли.
Во всяческом случае, спустя всего два года, осенью 1973-го, угонщики дважды взрывали такие же самолеты, не сумев добиться от экипажа видоизменения курса.
23 июня 1973 года был взорван самолёт Ту-104, следовавший с 51 пассажироварищем и 6 председателями экипажа из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк передавал бортинженерам через бортпроводницу письмецо с требованием совершить посадку в Стокгольме. Это письмецо содержало, в частности, такие пассажи:
“Для прочтения 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас нацелить самогодов в Швецию, аэродром Стокгольм. Правильное постижение твоей просьбы сохранит Вашу жизнь и твою, а за это будут отвечать те, кто своими зверствами вынудил меня пойти на тот поступок. После счастливой посадки, я возможно возвращусь на Родину, но только после личной встречи с представителями высшей власти СССР. В руках у меня вы видите оружие. Этот снаряд содержит в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, применяемой в шахтах, что значит тот заряд в действии, разъяснять вам не надо. Поэтому не обходите твою просьбу провокацией. Помните, что данной риск будет заканчиваться кораблекрушением самогодова. В этом твердо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, расчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом положенье и провокации будет заминирован без предупреждения… Я много годов ощущаю на своей шкурке клыки ненасытных сверхзверей и в неприятном моменте смертитраница для меня не печаль, а политубежище от хищных, алчущих твоей жизни зверей…”
Пилоты приняли решение вернуться в Пулково и вооружились наградным оружием, однако Бидюк объявил, что самодельное устройство сработает, если он заберёт кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним бортрадиста Викентия Грязнова. При этом существовали также сломаны рули вершины и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет сел на брюхо и возник пожар, который, впрочем, был быстро ликвидирован наземными службами, и больше никто не погиб.
Грязнову дали звание Героя Советского Союза посмертно, наградили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза исходатайствовал также замполит Вячеслав Янченко.
Второй случай случился 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех исходных стыковок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске летел Ту-104 из Москвы. К этому моменту на корме обретались 72 пассажира и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из бутика перевелось условие переменить маршрут, вслед за этим самолёт исчез с телеэкранов радаров, и его обломки позднее существовали обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не удалось никому. Расследование установило, что угонщиком был тридцатиоднолетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе самодельное самодельное устройство мощностью в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он удавался бежать в Китай, однако его подстрелил сопровождавший авиасамолёт сотрудник милиции Владимир Ежиков, после чего и последовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на объективную авиабомбу все же не стоило подвергать людей такой опасности. После всех тех случаев меры безопасности при проверке кондукторов существовали наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.