«Саратовские авиалинии», объявившие 17 мая об остановке с 31 мая, передумали прекращать работу. Перевозчик возобновил продажи авиабилетов на внутрироссийские рейсы, сократил половину зарубежных чартеров на лето, рассчитывая, что к концу мая Росавиация возобновит действие его сертификата эксплуатанта. Эксперты отмечают, что экономических оснований для остановки «Саратовских авиалиний» нет.
«Саратовские авиалинии» отказались от идеи остановить работу с 31 мая и возобновили продажу билетов через сайт и агентства. Программа международных чартеров на июнь сокращена вдвое. В компании уточнили, что Росавиация рассматривает заявку «Саратовских авиалиний» о снятии ограничений с сертификата эксплуатанта, который дает право на коммерческие перевозки (действует до 30 мая). Регулятор должен принять решение до 27 мая. Об остановке перевозчик сообщил 17 мая, но уже 18 мая совет директоров компании провел экстренное заседание, рассмотрев выполнение требований госорганов для снятия ограничения сертификата. В «Саратовских авиалиниях» заверили, что обязательства перед контрагентами и пассажирами «будут выполнены в полном объеме», а совет директоров «прилагает все усилия, чтобы сохранить работу», включая деятельность аэропорта Саратова (входит в структуру компании). Впрочем, уточнили в Минтрансе, ограничения в любом случае не касаются аэропорта.
Проблемы у «Саратовских авиалиний» начались в середине февраля, после катастрофы их Ан-148, унесшей жизни 71 человека. Росавиация несколько раз ограничивала действие сертификата эксплуатанта компании, но она продолжала полеты и получала новые воздушные суда. В середине апреля перевозчик провел ребрендинг, сменил ливрею самолетов и теперь летает под товарным знаком «Иволга». Решение об остановке, объявленное 17 мая, было принято на основании письма начальника управления регулирования перевозок Росавиации Андрея Круглова. В нем перевозчику рекомендовали не бронировать и не выписывать билеты в рамках работы с туроператорами и на собственные рейсы.
Источники “Ъ” на авиационном и туристическом рынках говорят, что исходное заявление авиакомпании выглядело внезапным и поспешным: буквально в середине недели в парк перевозчика поступил еще один Embraer, речи о прекращении работы не было. Телеграмма от чиновника среднего уровня, подчеркивают собеседники “Ъ”, не является «нормативным актом, требующим обязательного прекращения работы», сертификат аннулируется решением главы Росавиации. «Такие телеграммы достаточно часто приходят в авиакомпании, чтобы те аккуратно выстраивали продажи при ограничении действия сертификата,— поясняет один из источников “Ъ”.— Аналогичная ситуация была с крупнейшим чартерным игроком Azur Air, который до снятия ограничений не продавал билеты туроператорам».
В то же время, добавляет он, сейчас «Саратовские авиалинии» действительно могут продавать билеты только в рамках срока действия сертификата эксплуатанта, поэтому новое заявление компании выглядит не менее странным, чем исходное. Сокращение чартерной программы, уточнил собеседник “Ъ” на туристическом рынке, было в любом случае неизбежным из-за нового регламента Росавиации и ежемесячного мониторинга задержек рейсов — с середины апреля до середины мая их доля превысила 20%.
Гендиректор НТК «Интурист» (работает с «Саратовскими авиалиниями») Виктор Тополкараев пояснил “Ъ”, что туроператор пока не получал официальных уведомлений от перевозчика о приостановке или изменении условий чартерной программы. Все продажи туров с перелетом «Саратовскими авиалиниями» с 31 мая приостановлены, а окончательная позиция компании будет сформирована в течение нескольких дней. Одним из вариантов судьбы компании источники “Ъ” называют смену владельцев. Сейчас она принадлежит ЗАО «Инвест-холдинг “Энергосоюз”» и ООО «Союз-Энерго», подконтрольным предпринимателю Аркадию Евстафьеву (экс-глава «Мосэнерго», покинул пост после критики Владимира Путина). По их данным, еще до катастрофы интерес к покупке перевозчика проявлял тот же «Интурист», но переговоры приостановились. Собеседник “Ъ” среди туроператоров подтверждает, что авиакомпанию предлагали к продаже, но «вкладывать в нее значительные средства сейчас никто не готов»: чартерная программа «Саратовских авиалиний» невелика.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что с финансовой точки зрения компания «не худшая на рынке» и реальных предпосылок для ее закрытия нет. Если «Саратовские авиалинии» все же покинут рынок, отмечает эксперт, последствия не будут фатальными, но его концентрация и монополизация усилятся.
Почему «Саратовские авиалинии» передумали прекращать полеты
, 21.05.2018
Спустя три месяца после катастрофы в Подмосковье «Саратовские авиалинии» заявили о прекращении работы, а на следующий день — о продолжении полетов.
Уходят, но не прощаются
«Саратовские авиалинии» 17 мая заявили о прекращении деятельности компании с 31 мая и досрочном увольнении сотрудников с 18 июля. Причину компания объяснила требованием Росавиации.
11 февраля самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний» разбился в Подмосковье почти сразу после вылета из аэропорта Домодедово, 71 человек погиб. После этого в отношении авиакомпании начались проверки, в результате которых Росавиация ограничила срок действия сертификата эксплуатанта сначала до 27 апреля, а затем до 30 мая. До этого времени авиакомпания должна была устранить замечания регулятора (конкретные претензии стороны не раскрывали).
Реклама
Представитель компании заявил, что она выполнила все требования Росавиации и «приняла все меры по исправлению в установленный срок всех замечаний». «Все несоответствия были устранены, отчеты были приняты Росавиацией и ее подразделениями», — говорится в сообщении компании, разосланном 17 мая. Однако регулятор принял решение о запрете продаж авиабилетов и тем самым «фактически обрек одно из старейших авиапредприятий России на гибель», сообщила компания.
Отправка отчетов не означает, что «Саратовские авиалинии» устранили все нарушения, рассказал представитель Росавиации. Именно потому, что замечания остались, ведомство и попросило прекратить продажу билетов с 31 мая, объяснил он. Впрочем, уже в пятницу, 18 мая, авиакомпания заявила, что состоялось экстренное заседание ее совета директоров, на котором был рассмотрен вопрос выполнения требований госорганов технического надзора и регулирования авиационной деятельности в целях снятия ограничений сертификата эксплуатанта. Компания решила не прекращать полеты и возобновила продажи билетов в обычном порядке (правда, только внутри России). Билеты на сайте авиакомпании с отправлением после 31 мая действительно можно купить. «В настоящий момент в Росавиации рассматривается заявка АО «Саратовские авиалинии» о снятии ограничений с сертификата эксплуатанта. Решение должно быть принято не позднее 27 мая 2018 года», — говорится в сообщении компании. Сохранение рабочих мест и высокопрофессионального коллектива авиакомпании является приоритетной задачей совета директоров, отметили в компании.
Между Росавиацией и «Саратовскими авиалиниями» было уже несколько публичных споров. Например, в апреле глава Росавиации Александр Нерадько обвинял авиакомпанию в безответственности, из-за того что, подав заявку на снятие ограничений, компания в нее вписала имена пилотов, погибших в февральской катастрофе. В апреле же Росавиация обвинила руководство перевозчика в безответственном отношении к безопасности полетов. В итоге ведомство предложило руководству добровольно прекратить работу авиакомпании и «сосредоточиться исключительно на аэропортовой деятельности». «Саратовским авиалиниям» принадлежит единственный аэропорт в Саратове.
Недостатки, влияющие на уровень безопасности полетов, которые выявила Росавиация, «в настоящий момент устраняются авиакомпанией», сообщила РБК представитель Минтранса. При необходимости специалисты авиационных властей готовы оказывать консультационную помощь перевозчику в этом вопросе, добавил он. По его словам, «для анализа ситуации» в ближайшее время в Минтрансе состоится совещание с участием заинтересованных сторон.
Смена вывески
После авиакатастрофы «Саратовские авиалинии» заявили о смене бренда. 12 апреля в интервью ТАСС гендиректор авиакомпании Игорь Натыкан сообщил, что компания будет работать под маркой «Иволга». Авиакомпания «Сибирь» после авиакатастрофы в 2006 году также сменила бренд, которым пользовалась 14 лет, на S7.
Шантаж аэропортом
Вслед за заявлением о прекращении деятельности руководство «Саратовских авиалиний» предупредило, что может закрыть аэропорт Саратова. Первый заместитель гендиректора авиаперевозчика Михаил Герасименко сказал агентству ТАСС, что без авиационного бизнеса у предприятия не будет денежных средств для поддержания аэропорта, поэтому он будет закрыт. Однако правительство Саратовской области «приложит все усилия, чтобы избежать закрытия», сказал РБК замминистра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Сергей Балакин. По его словам, в крайнем случае могут быть запущены автобусы до аэропорта Курумоч в Самарской области (около 450 км от Саратова).
Аэропорт Саратов-Центральный расположен в Кировском районе города. Его пассажиропоток за 2017 год увеличился на 11,1%, до 481,5 тыс. человек. Он может принимать небольшие самолеты типа Як-40, Як-42, Bombardier CRJ 100/200, Embraer ERJ-145, Embraer E-190, Sukhoi Superjet 100, а также вертолеты всех типов.
Старший аналитик группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин отметил, что в 2017 году у авиакомпании значительно снизилась операционная рентабельность, денег хватило только на покрытие операционных расходов и лизинг. «Снижение рентабельности было свойственно многим авиакомпаниям в 2017 году: с одной стороны, выручка растет из-за роста объема перевозок, с другой — ее ограничивает сильная ценовая конкуренция на рынке», добавил он. По данным системы СПАРК, выручка «Саратовских авиалиний» в 2017 году возросла на 51%, до 5,73 млрд руб., а чистая прибыль сократилась на 18,7%, до 123,4 млн руб.
Руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров отметил, что заявление «Саратовских авиалиний» о возможном закрытии аэропорта «сродни шантажу». По его словам, аэропортовая деятельность прибыльная, в том числе в Саратове. А в случае ухода «Саратовских авиалиний», которые получают более выгодные условия от этого аэропорта, компанию заменят другие перевозчики, что может привести к увеличению числа рейсов и, соответственно, к росту денежного потока, предположил он.
С ним согласился источник в профильном ведомстве: это попытка давления. Но уже в следующем году такого рычага у руководства авиакомпании не будет, потому что в Саратове откроют новый аэропорт, в 50 км от города, добавил собеседник РБК. Строительство инфраструктуры финансируется за счет федерального и регионального бюджетов (9,6 млрд руб.), а за аэровокзальный комплекс отвечает компания «Аэропорты Регионов» Виктора Вексельберга (7,7 млрд руб.). Его пропускная способность должна составить 1 млн человек в год.
Замена для Саратова
У «Саратовских авиалиний» 31 уникальный маршрут, по которым не летает больше ни одна компания, подсчитали в билетном агентстве OneTwoTrip. В основном это региональные направления в обход Москвы.
«В случае остановки деятельности большая часть этих направлений должна заинтересовать другие авиакомпании, имеющие аналогичный по вместимости воздушный флот», — считает директор авианаправления OneTwoTrip Леонид Рябоштан. Роман Гусаров также уверен, что в случае ухода «Саратовских авиалиний» их место быстро займут другие игроки. Министерство сейчас ведет переговоры с другими авиаперевозчиками, приглашая их к сотрудничеству, а также с Росавиацией, рассказал Балакин.
Часть маршрутов «Саратовских авиалиний» уже заместили другие авиакомпании, после того как Росавиация запретила эксплуатацию самолетов Ан-148. Например, из Кирова в Москву начал летать «Руслайн», а из Орска в Москву — «Нордавиа». В этих авиакомпаниях пока не ответили на запросы РБК. А представители аэропортов Емельяново (Красноярск) и Минеральные воды сказали РБК, что «Саратовские авиалинии» не предупреждали их о прекращении полетов.
По итогам 2017 года «Саратовские авиалинии», которые принадлежат Аркадию Евстафьеву, выпускнику высшей академии КГБ СССР, перевезли более 796 тыс. человек, по этому показателю компания занимает 19-е место среди российских перевозчиков. «Региональных перевозчиков будет становиться все меньше, и останутся те, у кого есть невыгодные для крупных авиакомпаний маршруты», — отметил аналитик «Атон» Михаил Ганелин. Вместе с тем предложение Минтранса об обнулении НДС на маршрутах в обход Москвы может поддержать региональные авиакомпании, добавил он. Именно в этой нише такие крупные игроки, как «Аэрофлот», не смогут конкурировать с региональными компаниями, поскольку у них разные бизнес-модели, считает эксперт. Представитель «Аэрофлота» не ответил на запрос РБК.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отметил, что уход любого участника рынка ведет к сокращению конкуренции и негативно отражается на клиентах. Однако и «Саратовские авиалинии», и «ВИМ-Авиа», которая прекратила полеты в октябре 2017 года, были небольшими компаниями, и их пассажиропоток распределится не в пользу какого-то одного игрока, а между несколькими, считает эксперт. По его словам, сейчас региональные маршруты активно развивают S7, «Руслайн», «ИрАэро» и другие перевозчики, которые конкурируют между собой. Более того, на некоторых региональных направлениях есть еще и сильная конкуренция с другими видами транспорта, отметил Пантелеев.