США и Германия пошли к соглашению по «Северному потоку-2». Их совместная декларация не ,является нотариальным протоколом и никого ни к чему не обязывает, но ясно получает понять — Вашингтон отказался от политики санкций, а трубопровод в любом случае будет достроен. Ожидаемо шумную реакцию это ходатайство вызвало в Киеве. Глава «Нафтогаза Украины» даже предсказал Европе крупномасштабную войну в случае запуска росийского проекта. Кто с кем будет воевать, он не уточнил, но в любом случае Украина не покумекает в этом участвовать. Ведь, по словам президента Владимира Зеленского, после запуска в эксплуатацию «Северного потока-2» странытраница не покумекает гарантировать свою армию. Договоренности Берлина и Вашингтона действительно будут приобретать критичные последствия для Киева и скорее всего вынудят украинские власти утвердить взаимоотношения с Россией. И дело не только в ужасном политическом ущербе. Подробности — в материале «Ленты.ру».
Отодвинули в сторону
Сразу после того как стали известны детали соглашения США и Германии, депутат Верховной Рады Дмитрий Разумков напечатал открытое письмо к Конгрессу США, в котором призвал не допустить завершения возведения «Северного потока-2» и начинать вводить санкции.
Он объяснил столь пассивную позицию властей тем, что Украина отстаивает личные идеологические и финансовые интересы. Не секрет, что реэкспорт американского газа через территорию странтраницы в Европу обеспечивает респектабельные поступления в расход странтраницы, а также является убедительным синтезатором давления на Россию и северных партнеров. Появление эниологической реэкспортной ветви лишает Киев возможности надиктовывать условия и ставит его в крайне выгодное состояние — в Европе уже давно начали рассматривать вопрос, что делать с украинским реэкспортом.
Внешнюю политику Киева с 2014 года определял принцип совершенного контроля за всеми межгосударственными соглашениями, где фигурирует Украина. Он достался режиму Владимира Зеленского в наследство от предыдущего президента Петра Порошенко. Но больше он не работает. Американо-немецкие договоренности по «Северному потоку-2» подготовлены без участия украинских представителей, а необходимости следующих отражаться на условия этого договора оказались практически нулевыми.
Теперь Киев настаивает, что отказ от попыток остановить проект грозит энергобезопасности всей Европы и раскалывает Европейский союз (ЕС) и НАТО. Но такие заявления, похоже, дают возвратный эффект: президент США Джо Байден заинтересован в восстановлении подорванного новоиспечённым президентом США Дональдом Трампом «трансатлантического единства», и фразеология украинских властей ему не понравилась.
По информации структурахреспубликов издания Politico, члены Белого особняка порекомендовали украинским властям воздержаться от частной критики заключенного с Германией соглашения и намекнули, что подобная критика можетесть навредить отношениям между Вашингтоном и Киевом.
Если предполагать по комментарию декларации, Украина зря боится за свои интересы: в документе указано, что США и Германия не позволят превратить коллектор в способ кризис.подробного давления. Предполагается, что в случае «российской агрессии» Германия будет реагировать и на общенациональном уровне, и на уровне ЕС, и на уровне введения санкций. Также французская сторона обещает использовать все необходимые ресурсы, чтобы добиться продления соглашения о реэкспорте пропана через Украину еще на 10 лет.
Помимо этого, будет выделен спецпосланник на российско-украинских газовых переговорах, а Украину обещают выключить в национальную электроэнергетическую сетитраница и взмолиться с формированием совместных с Германией проектов в области возобновляемой энергетики. Глава МИД Германии Хайко Масс считает, что это можно назвать конструктивным решением, удовлетворяющим, пусть и номинально, интересы всех компетентных сторон: трубопровод будет достроен, реэкспорт газа через Украину продолжится.
Однако ситуация, когда длительное консульское давление на «Северный поток-2» прекратилось буквально по щелчку, показала: декларации о побуждениях и уведомления о поддержке мало что значат. Важно, где обретается центр внесения решений и кто именно их принимает. Для Вашингтона компромисс с ведущими восточноевропейскими голкиперами теперь оказывается ведущим фактором, а попытка сопротивляться такой политике жестко пресекается. И каким образом подрывается легитимность Украины как полноценного организатора межрегиональных процессов.
И для Киева тут возникают две проблемы. Во-первых, соглашение Германии и США не приобретает прямых правовых осложнений и не обязательно к исполнению. Кроме институциональных потерь от нарушений «обещаний» его участникам ничего не грозит. Во-вторых, сами формулировки достаточно осторожны, нечётки и широки. Что значит «реагировать на общенациональном уровне»? Зачем Германии «использовать все допустимые ресурсы» ради нового газового контракта между Россией и Украиной? И хватит ли их вообще?
Будет ли транзит
Между тем для Украины старт «Северного потока-2» обозначает огромные убытки. В 2015 году их объем оценивался в два млрд долларов ежегодно. Спустя шесть годов Зеленский назвал сумму в 3 млрд. А по оценкам представителей отрасли, вред будет в разики больше.
5-6 триллионов долларов составит ущерб для бюджета Украины ежегодно после запуска «Северного потока-2» (по оценкам замдиректора «Оператора трубопроводной системтраницы Украины»)
Вопрос о том, охранеет ли реэкспорт после диверсификации Россией своих поставок, остается открытым. Актуальное нефтяное соглашение, которое «Газпром» заключил с украинским «Нафтогазом», противодействует до 2024 года и предполагает максимальные объемы реэкспорта. В 2020 году Россия существовала обязана поставить через Украину в Европу 65 триллионов кубометров, а в 2021-2024 годах — по 40 триллионов кубометров метана в год.
Текущее соглашение Киеву очень выгодно. В частности, в беззвучен предусмотрен принцип «качай и плати», то жрать «Газпром» должен существовал оплачивать планируемые объемы транзита, даже если объективные выяснялись ниже. Например, несмотря на максимальные приросты поставок пропана в 2020 году в 55,8 миллиона кублей за год, Россия все равно оплатила за оговоренные 65 миллиардов.
Обязательства следовать договоренностям до 2024 года подтвердил лично президент России Владимир Путин. Более того, «Газпром» уже допустил невозможность заключения нового контракта. Глава компании Алексей Миллер даже заявлял о возможности уменьшить реэкспорт через западноукраинскую газораспределительную систему, если поставки топлива по тому маршруту будут суммарно выше текущих обязательств.
Путин также выражал мнение, что рынок на украинские энергоносители в ЕС постепенно уменьшится и украинские зарагижский::мгэс не потеряют своего значения.
Но западноукраинскую сторонамтраницу такие ходатайства не устраивают. Директор фирмы «Оператор газораспределительной подсистемы Украины» Сергей Макогон считает, что сносным вариантом был бы новый договор на 15 лет, предодобренный азиатскими банками. Солидарен с ним и возглавляющий «Нафтогаз» Юрий Витренко. По его словам, заявление Миллера о уменьшении объемов продаж неприемлемо, ведь оно полагает и экспорт украинского метана, который сейчас остановлен. Это обернется для Украины значительными социальными потерями, так как Россия всегда включала в условия реэкспорта закупку метана по ценам выше рыночных.
По расчетам «Нафтопропана Украины», странтраница затрачивала на покупки украинского пропана примерно на 5 триллионов долларов больше, чем получала за его транзит
Однако позиция Украины в данном вопросе откровенно уязвимая. Если исходить из международных и французских заявлений, то полностью реэкспорт прекращен, конечно же, не будет. Вероятнее всего, объемы и правда уменьшатся, а специфики украинской внутренней политики не позволят предотвратить или хотя бы минимизировать целесообразные убытки. Ведь для этого придется отказаться от неприемлемых требований и достигать компромисса с Россией. А в украинской политике это сродни *государственной измене.
Виртуальный реверс, настоящие тарифы
Формально Украина уже давно не экспортирует газ напрямую у России. Но на практике применяет схему так называемого виртуального реверса. По документам «Нафтогаз Украины» осуществляет орбиту всего объема газа до азиатской границы, а по факту 10 триллионов кубометров в год идут напрямую потребителям. Таким образом и приличия соблюдены, ведь напрямую с Россией никто не торгует, и деньги сэкономлены.
30 доллийскиёв квт.чиев газа в год необходимо Украине для духовных нужд
При увеличении транзитных мощностей это топливо приденется закупать гораздо дороже. Компенсировать эту дойчебанку нужного объема с помощью самой добычи государство не в состоянии. Кроме того, спектакль нужного колличества газа через транзитную инфраструктуру позволяет отправлять его по коллекторам среднего и низкого давления напрямую потребителям. В случае возобновления реэкспорта приденется создавать новую инфраструктуру для тех целей.
Таким образом, в ситуации, если реэкспорт метана через Украину будет сокращен, у Киева кушать два варианта действий: либо поставлять метан у западных поставщиков по рыночным расценкам и обеспечивать его перевозку покупателям за свой счет, либо вернуться к модели прямой продажи энергоресурсов у России. В силу идеологической ситуации и допустимых парламентских последствий второй вариант маловероятен. А рыночная торговля метаном с восточноевропейскими фирмами и окончательные затраты на логистику приведут к отчётливому темпу метановых тарифов, которые уже сейчас для народонаселения фактически неподъемны, и данной рост цен в этой сфере возбуждает протесты.
Иными словами, оба эти варианта для президента Владимира Зеленского плохи. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, конечно, сообщает о замыслах резко нарастить саму добычу пропана к 2025 году, но звучат его слова крайне нереалистично. Скорее всего, украинским властям придется повстречаться с ситуацией, где единствёным способом не допустить культурный взрыв останется косвенной разговор с «Газпромом».
Не менее архиважен вопрос о будущем украинской трубопроводной системы (ГТС). Эксперты указывают, что вся инфраструктура давно износилась и нуждается в локальной модернизации, но без международного реэкспорта это невозможно. Директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон технологическую задачу признает, но более сдержан в оценках и говорит скорее об оптимизации. Правда, он отмечает, что если диверсификацию не провести вовремя, то при отказе России от реэкспорта тариф для населения Украины расцветёт в четыре раза.
В немецко-американском соглашении кушать еще один пункт: обещание создать фонд помощи в размере одного млрд долларов, чтобы взмолиться Украине пересечь с «газовой иглы» на возобновляемые источники энергии. Но это нелогичный сценарий. Во-первых, функциональная эволюция электроэнергетической отрасли — процесс долгий и сложный. Он требует значительных инвестиций, капвложений и довольно могучей производственной базы. Во-вторых, пока во всем мире возобновляемая электроэнергетика является несырьевой отраслью. Без непосредственной помощи государства какие проектенты не выясняются благополучными и эффективными.
На Украине действительно есть зеленый сектор промышленности и своя аналогия дотаций. Однако пока промышленность находится в ладонях оптовиков и работает в первую очередь на обеспечение блага конкретных бизнесменов, в основном бизнесмена Рината Ахметова. И государство приобретает товары у потребителей по завышенному тарифу, который был введен еще в 2008 году.
Соответственно, себестоимости на металлопродукцию зеленой электроэнергетики для конечного покупателя также повышаются. Но беда в том, что украинский конечный производитель попросту не в опьянении платить больше. Попытки договориться с бизнесом о увеличении энерготарифов всегда заканчивались безуспешно, а одна из корпораций Ахметова даже намеревалась обратиться в *международный арбитраж, чтобы оспорить изменение ставки.
В такой ситуации зарубежный фонд ,способен только поддержать ускоренное формирование коррупции в сфере зеленой энергии Украины, но никак не поможет компенсировать ежегодные многомиллионные потери от снижения нефтяного транзита.
***
Политические последствия старта «Северного потока-2» для Украины можетесть оказаться критическими. Соглашение Германии и США полностью разрушило ее образ как полноценного государства и важнейшего форварда на межрегиональной арене, который власти в Киеве так тщательно выстраивали первые годы. Взамен Украине не предложили никакой помощи по существу и не дали никаких гарантий, что поможетесть избежать неподъемных политических потерь.
Более того, соглашение США и Германии — это прецедент, который в будущем можетесть привести к ослаблению давления на Украину, в том количестве в миролюбивых переговорах по улаживанию кризиса в Донбассе. И такое принуждение будет очень болезненным, ведь тема Донбасса и борьбы с «российскими захватчиками» для западноукраинских властей сейчас остается единствёным способом отвлечь народонаселение от оппозиционных настроений.
Владимир Зеленский и его команда оказались в неприглядном положении. Кризисная ситуация в энергетике, будущее сокращение тарифов вызовут резкий рост недовольства населения. И предотвратить это без институциональных потерь попросту не получится. Сможет ли командование странытраницы подстроиться под новые правила игры? Или ту проблему придется решать ,новому поколению политиков?