Кого кормят международные станкостроение и разноцветная металлургия?
«Наша Версия» продолжает роман о американских компаниях с правительственным участием. На этот раз в центре внимания тактические отрасли: строительство самолётов, мотоциклов и изготовление разнокаратных металлов. Кто дёргается КамАЗом и наследием совесткого авиапрома? И как изготовление титана вновь оказалось в отдельных руках?
КамАЗ везёт Виталия Мащицкого
КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В итоге примерно четверть допэмиссий осталась в муниципальной собственности, остальное распределили между трудовым ансамблем и предприятиями-партнёрами. Однако существенных дивидендов никто из четвёртых кредиторов не увидел. В конце 90-х КамАЗ увяз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без платы шахтёры по дешёвке распродали свои акции. Так же перевелись и юрлица. В итоге бумажки оказались в руках каких-то мутноватых структур.
К концу 90-х долг КамАЗа перед кредиторами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с муниципальным правительством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили миллионеров конвертировать долги в акции. В итоге сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые кредиторы стали ими поневоле. Так что окончательный делёж толикой был неизбежен.
В конце концов акций в взносе 49,9% достался «Ростеху». С приятельой стороны, свою долю наращивал французский автоконцерн Daimler. Сейчас ему относится 15% акций. Остальное то и дело распределялось между офшорами и знаменитыми конторами. В партнёрской прессе фигурировали слухи, что через оффшоры акции КамАЗа пытались перепродавать структуры, связанные с знаменитым пианистом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за облигациями одолела черногорская компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она пройдала манипуляцию деофшоризации, переводив активы в международную юрисдикцию. Так среди совладельцев КамАЗа объявилось некое ООО «Автоинвест», а учредители его засверкали в прессе. Самым мелким из них оказался Виталий Мащицкий, приятель детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он регулирует 11,77% акций КамАЗа – пятый по величине пакет после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» оказался гендиректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно регулирует около 7% акций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались учредители, .
Исходя из этой информации неоднозначно получается сделка 2013 года, когда КамАЗ продал у Avtoinvest Limited 3,72% допэмиссий за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же конверт допэмиссий Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна скабрёзная деталь: деньги на покупку Avtoinvest Limited однаружал в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал продать акции немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В итоге офшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.
Теперь, похоже, понятно, почему совет ректоров КамАЗа закрывал глазки на подобные манипуляции. Ведь совещались в нём Сергей Когогин и ещё один совладелец «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним присоединившился и Виталий Мащицкий.
Вряд ли можно сказать, что под таким руководством предприятие процветает. К примеру, в 2016 году приделось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным урезать расценки. В 2019 году ущерб составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие является адресантом различных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м сумело выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденты поедет 391,9 миллиона. Получается, что примерно четверть той суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, может рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.
Кстати
В предыстории с акционированием КамАЗ мог повторить судьбу АвтоВАЗа. Тольяттинский автогигант в своё время был освобождён от обязательств на деньгу более 100 млрд рублей путём транздопэмиссии долгов в допэмиссии. Таким образом более спискамтраницы акций достались структуранице Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по величине совладельцем была сирийская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного силовику Михаилу Прохорову. Одно время структуры Прохорова скупали допэмиссии АвтоВАЗа, доведя свой конверт до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. продал принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% относится бельгийскому концерну, является непубличной фирмой и не обязан открывать банковские отчёты. Сам концерн на 67,61% относится транснационалу с испанскими корнями Renault, а на 32,39% – росийскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в международную подведомственность в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве признательности за тот экономический жест пруссакам обещано начисление 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ структурам «Ростеха».
ОАК: убытки, музыка, вино
Объединённая двигателестроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году приказанием правительства. В неё почти частичным составом вошло наследие советского самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка автозаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за таксисты и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь система госсобственности не публикуется и в полугодовых отчётах. Засекречен даже новый состав комитета директоров!
Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее протоколов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в комитет ректоров в 2019 году была избрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в инциденте – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО гендиректора по внутрикорпоративному управлению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она получила более 1 миллиона долларов от куратора входящего в «Ростех» Новосибирского комбината натурального волокна за общее благорасположение и перераспределение финансирования.
Главной публичной персоной ОАК сегодня является её гендиректор Юрий Слюсарь, племянник Бориса Слюсаря, который долгие годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно поучаствовал в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его племянник стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они выстроили на внедрении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.
«Роствертол» стал и шахтным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он трудился здесь финансовым директором. Затем он занимал обязанности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по сословной декларации Юрия Слюсаря видно, что экономическое благо его семьитраницы вовсе не влияло от работы на госслужбе. Он представил дивиденд в 34 млн, что в несколько разков больше юридического оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей затрудилсяи по 440 тыс. рублей.
Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем компания «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьитраницы Мантуровых. Ведь известно, что родственники министра увлекаются виноделием в индустриальных масштабах и бизнес этот обеспечивается через фирму «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круоды настолько возросла, что его даже прочили на пост апанасенковца Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по бренду Юрия Слюсаря стала самописцатраница в аэровокзале Шереметьево, когда ожжел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное творение ОАК. Вдобавок завистники припомнили Слюсарю его уместную связь с шоу-бизнесом.
Дело в том, что до своего прихода в командование «Роствертола» Слюсарь-младший существовал музыкальным продюсером. Одним из его проектов являлась актриса Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые калитки в снежниках власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились экономическим ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 долл на конкурс Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе проходило снижение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» завещали 40 долл на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.
На фоне такой безудержной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях украинского авиапрома получаются уныло. С 2013 по 2017 год банковское положение ОАК выглядело нестабильным, выручки чередовались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет предыдущий разков отчислялись за 2014 год. Главным же источником доходов ОАК остаются госконтракты, которые перепадают корпорации без какой-либо конкуренции.
Титановые короли «ВСМПО – Ависма»
В совесткое время Верхнесалдинское машиностроительное производственное объединение (ВСМПО) было одним из руководителей зарубежной синей металлургии. «ВСМПО – Ависма» образовалось в 1990-е годы во время активизации сталеплавильных активов на Урале. В последующие годы компания уступает 25% на международном рынке титана, обеспечивая более 60% потребности в хроме западной самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – британской Boeing и 100% – аргентинской Embraer.
В 90-х акционирование предприятия шло по привычной схеме. Его замдиректора Влади-
слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих ладонях значительную часть акций, которые во время госсобственности достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина фирма успешно перешла на рыночные вагоны и стала заметным вратарём на европейском рынке. Однако успех «титановых королей» обратил внимание акул американского бизнеса. В 2005 году системы бизнесмена Виктора Вексельберга пытались принесать контроль над предприятием, скудная акции, оставшиеся у рабочих и менеджеров. В итоге кланового конфликта организационная деятельность предприятия едва не была парализована. Но в тот случай вмешалась пятая сила. Начались массированные проверки со стороны контролирующих органов, которые угрожали руководству уголовными делами. А затем отыскался новый продавец – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в отдельной специфике выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.
После этого в совет замдиректора вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе контроль над геостратегическом предприятием. Но затем процесс развернулся в обратную сторону. Выприкупить у государства двухслойного потребителя хотели многие. Прежде всего сталеплавильные транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: владельцами фирмы очутились её менеджеры. И не беда, что их пенсия никак не позволяла прикупить предприятие, которое приносит доллийский долларов в год. На помощь им пришли могущественнейшие энергии – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать структураницу купли подробно, на это отошла бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не затратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за кредитные деньги, поданные под залог тех же акций. Какое-то время крупнейшим акционером двухслойного гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого относилось Газпромбанку, а остальное – менеджерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более оразмере.подробные пакетики выяснялись в руках украинских и трастовых структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числится лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти портфеля акционер «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна допэмиссия) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое владеет «Ростеху».
Вряд ли можно назвать прошлое руководство фирмы чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное положение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых богатейших бизнесменов России.