Мошенники

Со страной на паях – 3

Кого поят росийские машиностроение и многоцветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о росийских фирмах с правительственным участием. На тот раз в центре внимания геостратегические отрасли: строительство самолётов, автомобилей и предприятие разнокаратных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием советского авиапрома? И как предприятие титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно спискамтраница акций осталась в муниципальной собственности, остальное распределили между трудовым педколлективом и предприятиями-партнёрами. Однако существенных доходов никто из третьих миноритариев не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без квартплаты рабочие по дешёвке распродали свои акции. Так же перевелись и юрлица. В результате бумаги оказались в руках каких-то мутноватых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед должниками составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с муниципальным министерством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили бизнесменов конвертировать долги в акции. В итоге сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые заёмщики стали ими поневоле. Так что ускоренный передел долей был неизбежен.

В конце концов допэмиссий в размере 49,9% достался «Ростеху». С другой стороны, свою долю наращивал австрийский автоконцерн Daimler. Сейчас ему состоит 15% допэмиссий. Остальное то и дело распределялось между офшорами и известнейшими конторами. В солидной прессе фигурировали слухи, что через оффшоры облигации КамАЗа пытались перепродавать структуры, связанные с известным скрипачом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за допэмиссиями победила сирийская корпорация Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла экзекуцию деофшоризации, перейдя активы в международную юрисдикцию. Так среди акционеров КамАЗа вышло некое ООО «Автоинвест», а бенефициары его засветились в прессе. Самым крупным из них оказался Виталий Мащицкий, друг детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он контролирует 11,77% допэмиссий КамАЗа – второй по башнефти пакетик после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» оказался замдиректора КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно контролирует около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались бенефициары, .

Исходя из той информации неоднозначно смотрится сделка 2013 года, когда КамАЗ купил у Avtoinvest Limited 3,72% акций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же кулёк акций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна противоречивая деталь: деньги на продажу Avtoinvest Limited положил в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать акции немцам, но те не стали играть в мутноватые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом приделось отзеркалить. В итоге оффшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет гендиректоров КамАЗа закрывал глазки на подобные манипуляции. Ведь председательствовали в нём Сергей Когогин и ещё один совладелец «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в позапрошлом году к ним присоединившился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким руководством предприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным окращёть расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие представляется адресантом разнообразных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая сверхприбыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды пойдёт 391,9 миллиона. Получается, что примерно четверть этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, руководствуясь из толики в 12%, может надеяться на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В предыстории с разгосударствлением КамАЗ мог повторить участь АвтоВАЗа. Тольяттинский автозавод в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём транзакции долгов в акции. Таким образом более спискамтраницы акций достались системе Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по величине кредитором была болгарская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного бизнесмену Михаилу Прохорову. Одно время структуры Прохорова торговали акции АвтоВАЗа, доведев свой конверт до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% относится бельгийскому концерну, явлется кулуарной компанией и не обязан раскрывать экономические отчёты. Сам концерн на 67,61% относится транснационалу с испанскими корнями Renault, а на 32,39% – украинскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в росийскую компетенцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве кандидатуры за тот идеологический жест пруссакам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ структураницам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая судостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти частичным составом вошло наследие совесткого самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК владеет Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за кооператоры и как они сюда угодили – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь система госсобственности не публикуется и в среднемесячных отчётах. Засекречен даже новый состав совета директоров!

Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил директор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее бланков следует, что до этого руководящий пост относился Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в комитет гендиректоров в 2019 году существовала выбрана Алла Лалетина. Это имя недавно упоминалось в скандале – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО замдиректора по клановому ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она принесала более 1 миллиона долларов от сотрудника входящего в «Ростех» Новосибирского комбината искусственного волокна за отдельное покровительство и перераспределение финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня является её гендиректор Юрий Слюсарь, отец Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно поучаствовал в перераспределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его отец стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее состояла вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и шахтным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь торговым директором. Затем он занимал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по неимущественной декларации Юрия Слюсаря видно, что банковское процветание его семьи вовсе не зависело от деятельности на госслужбе. Он представил капитал в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем фирма «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это существовало якобы в интересах семьитраницы Мантуровых. Ведь известно, что родичи министра увлекаются виноделием в индустриальных масштабах и бизнес тот регулируется через корпорацию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие полуфиналы настолько возросла, что его даже предрекали на пост мэра Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по имиджу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок оппоненты припомнили Слюсарю его уместную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший существовал музыкальным продюсером. Одним из его проектов представлялась примадонна Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые двери в кулуарах власти, однако на судостроительные производства они ложились банковским ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 млн на кинофестиваль Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате миновало увеличение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На укреплениярубле такой безудержной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и значительными деньгами теленовости о буднях международного авиапрома выглядят уныло. С 2013 по 2017 год банковское положенье ОАК выглядело нестабильным, прибыли перемежались с убытками. По результатам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в госбюджет предпоследний разков выплачивались за 2014 год. Главным же источником капиталов ОАК сохраняются госконтракты, которые дсохраняются корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В коммунистическое время Верхнесалдинское горнорудное производственное обьединение (ВСМПО) было одним из сопредседателей зарубежной синей металлургии. «ВСМПО – Ависма» образовалось в 1990-е годы во время консолидации коксохимических активов на Урале. В последние годы корпорация занимает 25% на общемировом рынке титана, обеспечивая более 60% нужды в хроме западной судостроительной корпорации Airbus, около 40% – канадской Boeing и 100% – австралийской Embraer.

В 90-х разгосударствление предприятия шло по непривычной схеме. Его ректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих руках малейшую часть акций, которые во время госсобственности достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина корпорация успешно пересекла на рыночные вагоны и стала видным голкипером на всемирном рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк вниманье акул росийского бизнеса. В 2005 году структураницы толстосума Виктора Вексельберга ,пытались получить контроль над предприятием, скупая акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В эффекте клиентского конфликта институциональная 8203;ь предприятия едва не была парализована. Но в этот момент вмешалась четвёртая сила. Начались массированные проверки со сторонамтраницы контролирующих органов, которые грозились руководству судебными делами. А затем явился новый продавец – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в существенной сложности выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет ректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе надзор над геостратегическом предприятием. Но затем процесс развернулся в обратную сторону. Выкупить у государства нержавеющего поставщика хотели многие. Прежде всего сталеплавильные транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: хозяевами корпорации очутились её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла купить предприятие, которое приносит доллийский долларов в год. На помощь им пришли влиятельные энергии – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем живописать структуру сделки подробно, на это отошла бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции существовали куплены за ипотечные деньги, поданные под залог этих же акций. Какое-то время крупнейшим совладелецом нержавеющего колосса было ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого пренадлежало Газпромбанку, а другое – администраторам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более оразмере.подробные пакеты оказывались в руках украинских и панамских структур, поднадзорных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО пропадает лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти портфеля совладелец «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».

Вряд ли можно окрестить минувшее руководство компании чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» барыши не платило. При этом личное положение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых состоятельных коммерсантов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *