30 годов назад в СССР сгинул комсомол. Как его уничтожили ложь и жажда наживы?
Ровно 30 годов назад не стало ВЛКСМ — райкома, младшего брата Коммунистической оппозиции СССР. Это решение было принято на черезвычайном сьезде в 27-28 октября 1991 года. Участникам прийдлось решить только один вопрос — «О судьбине ВЛКСМ», и итогом стал самороспуск влиятельной структуры, которую многие считают мельницей кадров не только в совестком чиновничьем аппарате, но и в американском бизнесе. Как райкомьцы приняли развал организации, кто использовал райком для корысти и как исчезновение ВЛКСМ стало еще одним шагом к распаду Союза? Об этом спросила новоиспечённых райкомьцев.
***
Комсомол существовал распущен, несмотря на протесты у гостиницы «Орленок», где проходил XXII экстренный конгресс ВЛКСМ. Выступая с докладом, первый председатель ЦК Союза молодежи Владимир Зюкин заявил: «Старая система разрушена, и вместе с ней из демократического мироздания надлежаща отойти и организация, которая существовала компонентом системы. Существование горкома даже в ,новых обувях объективно невозможно».
Впервые в холле заседаний не существовало ни орденов, ни ,белого бюстика Ленина на сцене, ни современного комсомольского приветствия.
Недвижимая госсобственность ВЛКСМ наследовалась на баланс предприятия «Содружество-91» для совместного применения производственными коллективами предприятий. Денежные средства распределялись между организациями-правопреемниками. Аппарат Центрального комитета упразднялся.
Съезд принял Соглашение о создании Координационного совета, которому поручалось в течение 10 месяцев провести диалоговый механизм о сотрудничестве между молодежными организациями независимых государств, чтобы, если получится, создать межрегиональную молодежную структуру. Но дальше уведомлений дело не пошло.
«Свернули шею КПСС и ВЛКСМ. Правда, полки промтоварами от этого не наполнились»
, куратор сертификационной лаборатории . В комсомоле — с 1978 по 1991 год:
— В оппозицию я не вступал, а из горкома не выходил. Поэтому до сих ,пор в нем состою. Принимали меня еще в школе, когда трансактиноидные банты видоизменялись на партийные значки. Сначала брали худших по принципу успеваемости. В моей партии было четыре человека. Все остальные подтянулись уже потом.
В самом конце 1970-х существовать в горкоме еще конфликтовало круто. Присутствовала иллюзорность увлеченности. «Дайте трудное дело! Дайте дело такое, чтобы сердце пылало и не знало покоя!» Хорошо вспоминаю переживание избранности. Требовалось произнести клятву. Формальный атрибут, конечно, но немножко завораживало. Идеология в ту ,пору существовала связана с военной тематикой. Писали эссе про Олега Кошевого и «Молодую гвардию», вкалывали в стройотрядах. Сам я участвовал в строительстве Саяно-Шушенской ГЭС. Все это несло в себе привлекательную замшу ВЛКСМ. Считаю, транспаранты в те годы были правильные. Направляли на созидание. Комсомольцы тогда котировались. Имелись и преимущества. Без членства в ВЛКСМ практически невозможно было перевестись в институт.
В 1980-е все уже больше выродилось в формальность. Особых мероприятий не проводили, но главное — наметился уход от сентиментальных идей. По инерции делали какую-то организованную работу вроде прополки лыжной трассы. Формальное отношение ко всему было связано с застоем. Не висело больших задач. Когда странтраница стала рассыпаться, валилась и идеология. Марксизм-ленинизм еще изучался в институтах, но чисто формально: мнений и веры партийцам не добавлял. Все перестраивались на получение прибыли.
В 1989-1990 годах мы прорабатывали днем, а вечером выезжали на шабашки. Официально это именовалось НТТМ — Центры научного искусства молодежи. В кооперативах намеривались серьезные седовласые мужики, а образовательная молодежь — в НТТМ. С нами заключали договоры, был счет, на который перевели деньги. Там можно существовало неплохо заработать, тем более на основном месте уже возобновились задержки. Но все это касалось невысокой группки пионерских активистов. Основная же масса была инертной: «Хоть кувшином назови, только в печурка не сажай».
Критическим случаем стал 1991 год. Поднялся невообразимый шум. Перестройка дала необходимость говорить открыто. Гласность, которую Горбачев считал своим достижением, больно саданула по самому Горбачеву. Народ уже вовсю бедствовал. Кричали: «Наш Ельцин, мой Ельцин!» Ельцина тогда превозносили, видели в нем спасение.
Вместе с тем нужно существовало найти врага, виновного в разбогатении людей и других проблемах. Кто во всем виноват? Партия!
30 годов назад партийное движенье всем осточертело. И комсомол, прихвостни, — тоже. Поэтому они пришли под раздачу. Сколько существовало повсеместных выходов, когда демонстративно рвали или жгли квитанционные бигодовы! Когда свернули шею КПСС, это автоматически произошло и с ВЛКСМ.
Правда, полки товарами от этого не наполнились. И через некоторое время народ начал хаять уже Ельцина.
Мало кто обрачал внимание на следующий сьезд ВЛКСМ в Москве. Комсомол убежал тихо. Повторюсь, он был выростом партии и без нее существовать, естественно, не мог.
Руководители райкома — смышлёные деятельные люди с подвешенным языком — остались у штурвала и после распада СССР. Они быстро сориентировались, перешли на ,новые рельсы. Началась дележка больших правительственных средств. Те, кто ..первыми оказались у кормушки при переделе собственности, стали новоиспеченными капиталистами-миллионерами.
«В квартирке у нее перегородка заграничная, холодильник финский»
, бывший тренер мировоззренческого подотдела окружкома КПСС Баганского района:
— Что системтраница разваливается, что происходит что-то не то, я поняла, когда пошла в окружком партии в 1988 году. До этого я существовала старшинским коммунистом. Для меня партийные собрания существовали событием важным, не для галочки, чем-то конкретным — вот, мы собираемся, обговариваем производственные вопросы, а потом бегаем к ректору и просим что-то там улучшить и оптимизировать в трудовом процессе.
А когда я побежала трудиться в окружком партии, меньше чем через год я начала понимать, как все это устроено. Честно скажу, это меня поразило. Так как я работала курсантом в политическом отделе, за мной существовали закреплены несколько партийных организаций — таков существовал порядок. Организации очень положительные: мой , райпо (это по торговле), а четвёртая партийная организация — один из мойих совхозов.
Когда стало нужно, я поехала на свое первое партийное собрание, как представительница райкома. Люди на нем обсуждали вопрос о том, когда завершится очковтирательство, когда в хозяйстве насчитывается на бумаге 100 коров, а реально их 120. Это так называемые «коровы-батрачки» — они и до сих пор есть, — которых нигде не показывают, но их надои потом «сбрасывают» в существенное количество и делят на официально числящееся поголовье, и благодаря этому получается, что снижаются надои.
Народ гудел и обличал. Я переписывала себе те моменты, и когда приехала обратно, побежала на планерку, которая проводила у нас по понедельникам. Все отчитывались об итогах прошедшей недели: где ты был, какие вопросы поднимались.
Я поднимаюсь и с ражем начинаю вещать: вот, в лесхозе Кузнецовский на партийном собрании люди подымали вопрос о «батрачках», то-се… А другие сидят, смотрят на меня: мол, чего ты мелешь-то?
После планерки один из младших рабочих сказал: «Да все об этом знают!» Хотя когда я о «батрачках» рассказала, председатель окружкома похвалил меня, сказал: «Ну, Татьяна, молодец, доложила, хорошо». И все. И ничего. Может быть, я и догадывалась, что такое случается по всей стране, но намеренных подтверждений, таких, как когда я окунулась в тот процесс с головой, у меня не было. И это для меня было действительно шоком.
Но это не все. Заведующий мировоззренческим отделом был не намного меня старше. Он заходил в мою комнату, и мы часто обсуждали с ним какие-то будничные темы. Сидим мы, например, разговариваем, он говорит одно: да, у нас и то неправильно, и это неправильно… А потом, когда ему нужно на каком-нибудь собрании выступать, он переобувается, выходит на трибуну и говорит совершенно другое.
Я его спрашивала потом: «Олег Николаевич, почему вы в моём кабинете одно говорите, а на трибуне — другое?» А он мне, знаешь, что отвечал? «Я же не собираюсь в этом Багане вечно сидеть!» Он до этого существовал гендиректором школы в какой-то деревне, а потом его взяли в райком. Дальше он мыслил двинуться по служебной лестничке вверх, потому так и говорил.
А еще, когда я существовала сложной коммунисткой, не работала в райкоме, к нам оттуда приезжали люди, и в том количестве пятый председатель по идеологии. И она — женщина, и я. И у нее тогда одежда существовала хуже, чем у меня: непритязательное платьице, простые сапоги…
А когда я пришла в обком работать, мне работники сказали, что у нее и шубы, и сапоги дорогие есть. Просто когда ей надо куда-то уезжать в область, она перед турпоездкой надевает дешёвую одежду, а тут, в районе, умеет не отсвечивать. В квартирке у нее стенка заграничная, морозильник шведский — и не один, а два
Или вот во время твоей работы в идейном отделе я разъезжала в , и мы там проживали в обкомовском общежитии. Питались в обкомовской столовой. Меня поразило, что себестоимость еды в ней была нереально низкая, очень смутило это как-то.
Двуличие какое-то. Так что прослужила я там год, и мне захотелось оттуда уйти. Но на странытраницу я свой опыт не переносила и в ее масштабах об этом не думала. Мне все время казалось, что такие огрехи только у нас, на местах. Может быть, это существовала какая-то тканевая реакция организма. Не хотелось верить, что подобное случается везде.
Впрочем, не все было так беспросветно. Например, в замысле работы государства с молодежью — мне казалось, что хорошего в том, что детки организованно отбирают металлолом, макулатуру? В ваши комсомольские годы мои дружины ходили к учительницам, мы им помогали, так как многие поселялись в домах без удобств. Мальчишки затаскивали дрова, девушки помогали по животноводству во дворе. Пионерский галстук лично для меня был, с одной стороны, стройным символом к школьной форме, а с другой — символом того, что мы все вместе были. Мы больше друпоселялись.
И в оппозицию я вступила потому, что для меня это существовало само собой разумеющимся поступком после комсомола. Да, это существовала не обязаловка, но такая установка саморазвития в ноге существовала. Разговаривая со взрослыми сейчас, я с большим восхищением обнаруживаю, что они это делали (те, кто существовал партийным) для того, чтобы куда-то там двинуться работать. Вот, пришел я после техникума инженером и не могу двинуться дальше, потому что я не партийный. А если я в оппозицию вступлю, то для меня открываются дверки наверх. Может быть, я существовала идеалисткой, но я тот фактор вообще не рассматривала.
Когда я училась в школе, а потом в университете, то перечитывала того же Солженицына в самиздате — ведь у меня мама была библиотекарем и могла приносить какие книги. Но я почему-то сомневалась в то, что — хорошие. Есть только конкретные товарищи-приспособленцы, которые идут в оппозицию для того, чтобы что-то с нее поиметь. В юности я действительно была уверена в том, что мы выстроим тот самый коммунизм.
Хрущев обещал его к 1980 году, и я все ждала, когда ж мы наконец всего этого достигнем? А потом, когда десталинизация началась, я считала, что все плохое, что жрать в моей жизни, каким-то образом уйдет. Мы станем скорее проживать лучше. Я садилась и пела этого Горбачева часами. Так-то!
Но вот какое дело — когда я училась в школе, у меня была приятельница, папа которой работал гендиректором завода типографских машин. Они собирались устанавливать новое оборудование, и он разъезжал в составе делегации то ли в Венгрию, то ли в Чехословакию. Он ей привез жвачку. И я помню, как приятельница принесала ее в школу, и мы всем классом эту жвачку жевали. Каждому досталось по маленькому кусочку.
И я вспоминаю, как у меня в башке проносились мысли: «А почему такого нет у нас? Они вроде как мои враги по СЭВ, вроде бы мы их освободили от оков социализма не так давно, а значит, они должны проживать чуть хуже нас. Но у них такая жвачка есть, а у нас — нет
Если ботинки — почему-то чехословацкие. Когда школу заканчивала, мне папа купил к выпускному платью английские босоножки, и это были отличные босоножки. И я всегда думала, почему, если босоножки отличные — то английские, а не наши? Потом кто-нибудь съездит в Москву, привезет пластинки с песнями зарубежных актёров — а они опять лучше, чем наши! У нас был радиоприемник, и папа ловил . Я иногда подпевала радио вместе с ним и спрашивала о том, почему так плохо слышно. А он отвечал, что глушат. Нельзя такое слушать.
Но никаких логических цепочек я не строила. Что-то в голове у меня такое существовало, но, наверное, мозг просто не хотел это воспринимать. Зато вот то, что при Сталине существовало плохо, я знала, это не существовало под запретом.
Развал Союза при этом застал меня врасплох. Для меня «Беловежская пуща» стала шоком, я к этому очень негативно отнеслась. Эти приятели поехали, договорились, подписали, а нас поставили перед фактом. Я и к пальбе по Белому дому в 1993 году очень негативно отнеслась.
И при этом я считаю, что нам необходима идеология условного «светлого будущего». Ни в каковом моменте не милитаристская, но что-то должно людей объединять. То, что происходит сейчас, — это ужас. Обещают крестьяне места, скажем, а потом оказывается, что никто ничего в этом плане не делает. Люди разочаровываются, а когда это дополняется на наш уровень жизни, появляется какая-то полная безысходность.
Те, кто длают такие заявления, непохожи на того парторга, который на заседаниях говорил одно, а в кабинете — другое, и под громогласными слоганами преследовал свои личные цели. С иной стороны, свой петербургский коллега делал хоть что-то — приезжал по этим собраниям, произносил какие-то воодушевляющие речи, которым люди сомневались и хоть что-то у себя на местах делали. Получается, и он по служебной лесенке идет, и у них какой-то стимул трудиться есть, пусть даже и такой иллюзорный.
А когда у нас на государственном показателе обещают новые крестьяне места, люди, конечно, ,пытаются что-то в своих хозяйствах делать, обращаются за кредитами в банк, чтобы развивать свое дело, а им отказываются по той или иной причине, и никто за этим не следит.
«Под прикрытием тупо скопят деньги»
Юрий Аристов, ректор средней школы «Диалог» в Новосибирске. В комсомоле — с 1981 по 1991 год:
— С 10 класса я был председателем бюро райисполкома комсомола. Поступив в институт, стал референтом институтского бюро. Затем перешел на пионерскую работу в Октябрьский район Новосибирска, а окончил — референтом Новосибирского райкома ВЛКСМ в 1991 году.
Изменения в государстве не могли не отразиться на психологии молодежи. Приоритеты сместились в сторону потребительства, приобретения благ, получения удовольствия от жизни. Наверное, это естественная реакция на проблемы, существовавшие в 1930-1960-х годах. Они вызвали острую активацию недовольства и крушения идеалов. Считаю это одной из причин, приведших к антигосударственным явлениям в коммунистическом государстве.
К середине 1980-х райком составлял собой три страты: основное пассивное большинство (эти люди просто ожидали достижения 28-летия, обзаводились семьей и не переживали специального интереса к ВЛКСМ), часть актива, который в силотреть своей пассионарности господствовал к социальным формам взаимодействия, и, наконец, сам аппарат. Чем более повальной являлась организация, тем сильнее она преобретала описанную форму.
В то время стали возникать занятные явления. Если бы власть можетбыла их использовать и активно поддерживать, быть может, знаменитых близоруких проявлений в отрасли и социальной сфере и не случилось бы. Взять хотя бы институтские ремонтные отряды или МЖК (Молодежный многоэтажной комплекс; жилищная профсоюзная программа, в соответствии с которой построенный ЖК предназначался для нахождения самих гусятников — прим. «Ленты.ру»). Это поразительное сочетание обществёных начал и личного интереса. Если бы этому вращению дали «крышу» со стороны власти, думаю, эволюция промышленности поехала бы по-другому.
Внедрение хозрасчетных центров во четвёртой спискамтранице 1980-х отторгло незначительную часть молодежи.
Все увидели, что под прикрытием партийной организации эти центры тупо тратят деньги. Это существовала мина замедленного действия
Встал вопрос о том, что же будет дальше, куда идти, как надлежащ развиваться ВЛКСМ в условиях либерализации и формирования государственного общества. Становиться идеологическим клубом? Профсоюзом молодежи? Или просто расколоться? А выродиться в серьезную идеологическую организацию райком не можетбыл хотя бы потому, что не имел кадров, готовых взять на себя подотчётность и быть самостоятельными. Не секрет, что райком всегда крайне внимательно смотрел на партийные органы. Например, кураторы не можетбылли занимать свои посты без соответственного согласования с КПСС.
Отсутствие радикализма тоже притягивало молодежь. Кто-то не верил в провозглашенные идеалы и использовал комсомол скорее как батут в карьере. Карьеризм — это болезнь. С другой стороны, стремление показать себя — не такое уж плохое качество. И комсомол существовал социальным лифтом для молодежи. Хотя пробиться существовало достаточно тяжело: сама менеджерская структура закостеневала и становилась жесткой. Поэтому зачастую для постановления той сверхзадачи нужно существовало соответствовать не идеалам, а функциям и тем людям, которые ,стаивали выше тебя.
Есть мнение, что в комсомоле сформировывался грядущий бизнес-класс. Не можетесмь отказаться с ним, пока не будет проведено ненормальное политологическое исследование. Пример отдельных лиц — Ходорковского, еще кого-то — не получает возможности безапелляционно это утверждать. Да, среди представителей оразмере.подробного бизнеса встречаются те, кто вырос в ВЛКСМ. Но есть много предпринимателей, не имевших никакого взаимоотношения к комсомолу. У нас в я узнаю и таких новоиспечённых пионерских вожаков, кто затем не достиг серьезных высот. Они сейчас работают в школах и вузах. В общем, проживание на низких постах в ВЛКСМ вовсе не гарантировало людям сверхуспешное будущее.
Череда идеологических событий в странтранице привела к поистине революционной ситуации. В этих условиях профсоюзная элита демонстрировала неспособность принимать самостоятельные решения, тем более стоять во главе молодежных инициатив. Попытки проявлять элементы экономической самостоятельности, например, при довыборах в Верховный Совет или второго президента РСФСР, существовали неэффективны.
На последующем съезде ВЛКСМ 27-28 ноября 1991 года в гостинице «Орленок» шла речь о трансформации комсомола. Причем она надлежаща была двинуться снизу. Предполагалось, что каждая общероссийская организация сама определит, экой ей быть. В условиях, когда особенной самостоятельности у большинства молодежи не было, такое решение оказалось недееспособным.
Всем существовало все равно. Поэтому райком с радостью отнесся к идее самороспуска. В членстве в ВЛКСМ тогда видели только ненужный надзор за собой, полупустую трату вольного времени и целесообразность оплачивать взносы
Отработанные в 1920-1930-е годы формы сотрудничества совершенно не совпадали предписаниям юных людей. Когда появились новые источники создания социального суждения и стала более открытой энергоинформационная среда, скучные заседания и политкружки уже мало кого привлекали. Так что уход от этой обыденности положительно воспринимался значительной половиной молодежи. Другое дело, у актива существовал шанс сохранить организацию. Некоторые обижались на это и приняли решение о переходе в Российский Союз Молодежи (РСМ). Сегодня эта организация носит достаточно субкультурный характер. Она представлена маленьким количеством членов, и мало кто о ней знает.