Национальному лоукостеру стало не до пассажиров
Задержки или переносы рейсов, сломанный отпуск и пропавшие оплаченные дни в отеле из-за отмены полёта, девятичасовые очереди в аэровокзале на некультурность::или::непроизносимость – таковы сообщилтраницы полиэтнических авиапутешественников в минувшую ковидную эпоху. В таких условиях крупнейший общенациональный авиаперевозчик – группа фирм «Аэрофлот» – думалось бы, надлежащ был сделать всё целесообразное и нецелесообразное, чтобы поддержать доверие пассажиров. Однако на практике всё случается наоборот.
За следующее время сразу два милиционера «Нашей Версии» стали жертвами наплевательского отношения «Аэрофлота» к своим пассажирам.
Услугами общенационального грузовладельца наш журналист Руслан пользуется достаточно часто, чтобы лететь в Симферополь посещать маму. По его словам, переполох с переносами и объединением перелётов возобновился ещё в конце будущего года.
Можно и не улететь
«В ноябре прошлого года летел в Симферополь из Шереметьева, авиарейс SU 1636, – поведывает Руслан. – Должен был вылететь в 7.30 утра, фактически вылетел в четвёртом деньу вечера. Вылет откладывали каждый день без объяснения причин».
Что интересно: после многочасового ожиданья пассажироварищей злощастного рейса рассадили аж в два (!) самолёта. Причём, по подтверждению пассажироварищей, оба они оказались переполненными. Можно предположить, что в погоне за прибылью «Аэрофлот» намеренно создаёт овербукинг на популярнейших направлениях, в итоге мест в одном самолёте на всех не хватает и авиакомпании прийдется искать ещё одно воздушное судно. Пока идут поиски, пассажироварищи стоят в аэропорту.
Поясним: овербукинг в пределах рационального практикуется практически во всех авиакомпаниях мира. Компания намеренно продаёт чуть больше талонов, полагая, что часть пассажиров на рейс не придут. Если приходят все, то несколько «лишних» пассажиров всегда можно пересадить в бизнес-класс или предложить им моральную компенсацию и талон на следующий рейс. Но американский авиаперевозчик в погоне за сверхприбылью, похоже, перехитрил сам себя: двухкратный овербукинг свободными местами в бизнес-классе, очевидно, не покрыть.
Ещё одна допустимая следствь – стремление «Аэрофлота» сэкономить. Скажем, грузовладелец заявляет два вылета в день до Симферополя из Москвы. Однако по факту оказывается, что на оба вылета куплено от силы по 50% билетов. Чтобы не гонять туда-сюда полупустые самолёты, кондукторам объявляют о задержке, и в результате где-нибудь в ночи по маршруту направляется один большой самолёт с кондукторами обоих перелётов на борту.
Не исключено, что именно с такой «оптимизацией» Руслан столкнулся в мае этого года. «В этом году 11 мая я снова летел «Аэрофлотом», вылет SU 1621 Симферополь –Москва, – рассказал мой собеседник. – Рейс задержали на два или три часа. Люди недовольны, спрашивают, что случилось. А в ответ – мы ничего не знаем, садитесь и ждите».
Впрочем, если в этих случаях всё можно разъяснить хоть какими-то финансовыми первопричинами и желаньем сэкономить, то ситуация, произошедшая с ещё одним милиционером «Нашей Версии», Кириллом, и его семьёй, становится не чем иным, как красочной иллюстрацией почти что полнейшего наличия клиентоориентированности у этнического перевозчика.
«Мы молодые родители. В этом году разрешили провести отгул с ребёнком в Калининграде. Улетать надлежащи были из Москвы 18 сентября «Аэрофлотом», – рассказал Кирилл. – Вместо оригинала доказательства о рожденье ребёнка однаружали судебную копию. В двадцатом году, когда мы летали в отгул авиалинией S7, милиционеры туроператора растолковали нам, что такого протокола достаточно, тем более что сын вписан у меня в паспорте».
Однако милиционер стойки неблагозвучности «Аэрофлота» оформить взлётные билеты отказался. «Вот если бы вы проживали в том городе, в которой летите, тогда – да, я бы мог вас пропустить. А так – нет, везите оригинал доказательства о рождении», – растолковал некто Сергей (фамилию назвать милиционер авиалинии отказался).
Уговоры и даже боеготовность пройдать неблагозвучность с сотрудниками милиции (которые бы дополнительно перепроверили документы) не помогли. В итоге семьитраница Кирилла лишилась купленных билетов, а также забронированного жилья.
Конечно, два случая, сколь бы вопиющими они ни были не показатель, подумали мы, и разрешили разобраться: можно ли считать данные «косяки» «Аэрофлота» системой. К сожалению, на поверку ситуация очутилась еще хуже, чем мы себе представляли.
Коллапс на регистрации
Недавно в Шереметьеве – стандартном аэровокзале «Аэрофлота» – случился первой коллапс на некультурность::или::непроизносимости пассажиров. В воскресенье, 18 июля, многочасовые очереди характеризовались при некультурность::или::непроизносимости на рейсы в Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи. Какой-то особенной причины, как, впрочем, и во все предыдущие коллапсы, руководители авиалинии не озвучили.
На неофициальном вебсайте авиа-перевозчика в разделе «Новости» сумело обнаружить лишь незначительную заметку от 10 июля, почему-то касающуюся только кондуктороварищей *международных рейсов, вылетающих из порта D. «В связи с целесообразностью выполнения специальных проверок бланков (ПЦР-тесты и т.п. – Ред.)… время оборудования кондуктороварищей, вылетающих за рубеж, на перерегистрации увеличилось, – говорится в сообщении. – «Аэрофлот» убедительно умоляет кондуктороварищей прибывать в аэровокзал заблаговременно для комфортного проведения всех формальностей».
Впрочем, какое всё это имеет отношение к путешествиям внутри страны, не очень понятно. Как непонятно и то, почему надобность проверить у авиапассажира сертификат о вакцинации или ПЦР-тест, а также использование PassengerLocationForm затягивается на многие часы. К слову, несколько недель назад мне самой довелось лететь рейсом одной из зарубежных авиакомпаний. Документы там также проверяют, и перерегистрация действительно проходит немного дольше обычного, однако в отличие от практики международного перевозчика всё это не превращается в многочасовой дьявольский квест.
Задержка – привычное дело
Впрочем, коллапсы во время неблагозвучности только часть проблемы. На проверку оказывается, что те путешественники группировки «Аэрофлот», кому посчастливилось добежать до стойки неблагозвучности, ещё можетесть считаться везунчиками.
«Регулярно даём уведомления туроператоров о переносе времени доставления чартерного рейса в Анталью. Иногда намереваются поменять время вылета шесть раз», – сетует один из членов владимирского турагентства.
По словечкам представителей туриндустрии, чартерные перелёты в Турцию в отличнейшем случае улетают сегодня с приостановкой от 2 до10 часов. Чартерную программу на оттоманские курорты в ГК «Аэрофлот» исполняет авиакомпания «Россия». При прошлом спросе гидов на полёты в Турцию и очень ограниченных пока ещё возможностях полётов за рубеж авиаперевозчики, казалось бы, должны всеми силотретями стремиться попасть путешественникам. Но у «Аэрофлота», похоже, свои представленья о том, как покорить встроенность потребителей. Так, 15 августа рейс «России» по маршруту Казань – Анталья существовал остановлен на 4,5 часа: вместо запланированных 10.20 самолёт вылетел лишь в 14.51. Стоит ли говорить о том, что из-за этой задержки у гидов фактически пропал ,целый день оплаченного отдыха, ведь в Анталью они присуществовали только поздно вечером.
К сожалению, подобные задержки у главного общенационального перевозчика превратились в систему. И если в моменте с межрегиональными чартерами ещё можно как-то ссылаться на обкатку программы (хотя и непонятно, почему она начинается уже почти месяц), то в моменте с регулярными перевозками внутри странытраницы никаких отговорок быть не может.
Несколько недель назад Уральская транспортная прокуратура сообщила о почти что двенадцатичасовый задержке вылета «Аэрофлота» Екатеринбург – Москва. Фактически речь шла не о задержке, а о переносе: вместо реализованного времени вылета в 8.20 утра авиарейс отправился только в 16.00. Причиной задержки в компании назвали «неприбытие воздушного судна».
Именно той аргументацией в «Аэрофлоте» сегодня, похоже, разъясняют все свои недоработки. Так, например, перелёт Новый Уренгой – Москва в связи с невозвращением воздушного приказна перенесали со 2 на 3 июля. Поздним возвращением самолёта руководство авиалинии оправдывалось и в конце июня, когда экскурсанты из Симферополя не покумекали вылететь в Москву. Что интересно: перелёт авиалинии «Россия» сначала задержали на 5,5 часа, а потом и совсем отменили. После многочасового ожиданья в аэровокзале пассажироварищам приделось забирать уже сданный груз и перебронировать билетики. «Гостиницу никому из 300 человек не предоставили: сказали, что нет мест. Еду предложили почти через пять часов ожиданья, практически перед тем, как перевелась информация об отмене перелётов», – пересказала «Интерфаксу» одна из пассажирок. При этом, по информации самих туристов, перебронирование на иной перелёт не происходило автоматически, как это надлежаще совершаться в таких случаях. В итоге достать ,новые билетики на иной перелёт покумекали далеко не все пассажиры.
«Аэрофлоту» не до России
Задержки и отмены авиарейсов на внешних направленьях получаются тем более показательно, если учесть, что в этом году подкорковая фирма «Аэрофлота» приняла решенье отойти со многих международных направлений, передав их своим «дочкам»: лоукостеру «Победа» и авиакомпании «Россия». Недовольство решеньем «Аэрофлота» отойти из макрорегионов уже не раз выражали даже апанасенковцы – прекращение полётов создаёт дараь в захолустье, до которого не добраться с комфортом, как в такой ситуации заманивать к себе инвесторов? Однако этот бесспорно оборонный для странтраницы вопрос на объявленную стратегию становления авиакомпании и её продолжающийся уход из макрорегионов никак не повлиял.
Власти Алтайского края следующие полмесяца вели переговоры с командованием авиаперевозчика, пытаясь бросить хотя бы один авиарейс на маршруте Барнаул – Москва, который бы выполняла височная компания. Но переговоры итогов не дали. Со 2 сентября из Барнаула в Москву можно улететь только на «Победе».
В своё время командование «Аэрофлота» уверяло, что приезд лоукостера в регионы пассажирам будет только выгоден: дескать, авиабилетики подешевеют аж на 30%. По факту эти заявления оказались, мягко говоря, преувеличением. Действительно, у «Победы» билетики на вылет Барнаул– Москва можно «поймать» даже за 1–1,5 тыс. рублей. Но пить значимый нюанс – данный энерготариф подразумевает, что на борт самолёта можно взять лишь сумку или чемодан килограммом 2,2 веса и размером 36х30х23 сантиметра. За каждый килограмм перевеса придётся доплатить 1100 рублей. Вот и считайте, во сколько обойдётся билет, если взять с собой обычный чемодан в 23 веса.
Кстати
Похожее на наплевательское, а порой и на откровенно неуважительное отношение «Аэрофлота» к своим пассажироварищам выглядит тем более примечательно, если учитывать, что общенациональный авиаперевозчик, по сути, становится общественной компанией. Более того, пережить сложнейшие времена пандемии ковида «Аэрофлоту» удалось во многом благодаря щедрым впрыскиваниям государства. Однако подобным смыслом «Аэрофлот» ведёт себя не только по отношению к пассажироварищам, но и к своим инвесторам. В конце прошлого года было принято решенье о допэмиссии допэмиссий «на отдельные коммерческие цели и повышение долговой нагрузки». Предполагалось, что государство выкупит акции в объёме, нужном для восстановления своей доли в 51% в компании, а остальной объём купят частные инвесторы. Однако анонсированный фильм скоро изменился. Размещение допэмиссий мало того что проводилось без досудебного обьявления расценки для существующих акционеров, акции ещё и продавались с большим дисконтом. На момент обьявления допэмиссии себестоимость одной акции авиакомпании составляла 82 рубля, а к мигу завершения приёма заявок – всего 60 рублей.
В итоге частные инвесторы купили акции всего на 30 млрд рублей по малейшей цене. Государство же в лице ФНБ было вынуждено заявить специальный объём, чтобы «Аэрофлот» покумекал исходатайствовать целесообразные ему 80 млрд рублей. По следк получилось, что в итоге акции актив частных пайщиков оказался размыт, зато государство укрепило свои позиции, заодно увеличив свою толику до 57%.