«В проекте Требса и Титова складывается непростая ситуация», – признал совладелец и президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Так он ответил на вопрос «Ведомостей» о претензиях партнера по проекту – «Роснефти» – к стоимости перевалки в порту Варандей. «Совпало несколько факторов: и смена собственников проекта [Требса и Титова], и последующая ревизия контрактов, подписанных прежними акционерами, – перечислил Алекперов. – И возникло несогласие с ценой, которая складывается на перевалку-доставку продукции до рынка».
28 сентября стало известно, что «Роснефть» направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) жалобу на «Лукойл». По мнению госкомпании, стоимость перевалки нефти на Варандейском терминале завышена, а «Лукойл» пользуется доминирующим положением.
Через Варандейский терминал СП «Роснефти» и «Лукойла» – ООО «Башнефть-Полюс» поставляет на экспорт всю добываемую на месторождениях им. Требса и Титова нефть. «Роснефть» контролирует в проекте 74,9%, «Лукойл» – 25,1%. В прошлом году на месторождениях было добыто 1,9 млн т нефти.
«Лукойл» претензии партнера не признает. По словам Алекперова, его компания уже подала в ФАС документы, «обосновывающие цену» перевалки в Варандее. При этом «Лукойл» предлагал «Роснефти» несколько вариантов выхода из ситуации, в том числе забирать всю нефть с проекта, а взамен отдавать «Роснефти» свое сырье в Республике Коми. Еще одним предложением, со слов Алекперова, было привязать формулу цены перевалки к добыче нефти на Требса и Титова, как это делается во всем мире. Но госкомпанию это не устроило.
«Мы не согласились на некие конкретные варианты, которые нам были предложены», – парирует представитель «Роснефти». «Компания предлагает поступить по-другому – сделать центром прибыли «Башнефть-Полюс». Это, на наш взгляд, не конфликтное, а партнерское, по сути, предложение, – отметил представитель «Роснефти». – Что касается нашего обращения в ФАС, мы хотим, чтобы регулятор оценил адекватность цен на перевалку на Варандее. Такая оценка стала бы объективной основой для переговоров».
Выручка «Башнефть-Полюса», по данным «СПАРК-Интерфакса», в прошлом году составила 60,9 млрд руб., чистая прибыль – 2,1 млрд руб. Показатели ООО «Варандейский терминал» – 18,4 млрд и 14,4 млрд руб. соответственно. Порт открылся в 2008 г. и обошелся «Лукойлу» в $1,1 млрд. Привлеченные на строительство кредиты – 32 млрд руб. – «Лукойл» полностью погасил в 2015 г., а в 2017 г. Варандейский терминал выплатил почти 30 млрд руб. дивидендов. То есть компания уже полностью окупила строительство порта, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Средняя ставка перевалки в Варандее в прошлом году снизилась на 15% примерно до 2150 руб. за 1 т без НДС, подсчитал Бурмистров. Но в российских портах на Балтике цены в 11 раз ниже, указывает Бурмистров. Разницу он склонен объяснять технологическими сложностями отгрузки нефти в арктических условиях.
Но и прибыль от продаж на баррель добычи на месторождениях им. Требса и Титова выглядит не так плохо – около $10 на баррель. Это сравнимо с крупными нефтяными компаниями, указывает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. При этом месторождения пока не вышли на полку добычи – 4,8 млн т в год к 2020 г., указывает эксперт. Ему непонятно, что конкретно значит сделать «Башнефть-Полюс» «центром прибыли». Должен ли будет в таком случае Варандейский терминал оказывать услуги по себестоимости и сможет ли при этом «Башнефть-Полюс» получать высокую чистую прибыль и делиться ею с акционерами. Выгодность своповых контрактов на нефть с месторождений «Лукойла», близких к трубопроводам «Транснефти», и формульное ценообразование при перевалке через Варандей тоже вызывают вопросы, говорит Маринченко. Альтернативой для «Роснефти» может стать строительство нефтепровода до магистральной трубы «Транснефти», его стоимость может составить 5–6 млрд руб., а срок строительства – около трех лет, оценивает Бурмистров.
Рассматривать жалобу «Роснефти» ФАС начала 1 октября, но перенесла заседание на 22 октября; служба запросила у сторон дополнительные материалы, сказал представитель ФАС.