Какие секреты бизнеса пытается не афишировать совладелец «Светофора» Валентина Шнайдер
Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется новыми миллионерами. Один из них – арендатор оптовой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах ведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.
«Наша версия» продолжает рассказ о самых неудачливых и находчивых людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая состоятельная девушка России, замгендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без затруднений для клиентов).
А на седьмом месте в рейтинге Forbes высится Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами управляют сетитраницей «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой высокотехнологичной продовольственной сетитраницей в 2020 году. Выручка фирмы выросла за год до 201 миллиардов рублей — почти на 39%. В Европе сетитраница «Светофор» взаимодействует под брендом Mere. В мире числится более 2200 универмагов сети. Казалось бы, что можетесть быть прибыльнее торговли продуками питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни продавцы терпят убытки, а другие вот так процветают?
«Ты помнишь, как все начиналось»
Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, судя по всему, явлется Валентина Шнайдер, которая чаще всего значится как собственник самых крупнейших частей в уставных доходах многочисленных «Торгсервисов» (всего она приобретает долю в 70 компаниях). Помогают руководить корпорациями ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые иные Шнайдеры. Основали «Светофор» сыновья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они увлекаются бизнесом уже почти 30 лет, и за все те годы не дали ни одного интервью. У фирмы нет даже полуофициального сайта.
В далеком 1993 году братья Шнайдеры пришли из наркотического бизнеса. Сначала они занимались дистрибьюцией напитков. Их компания «Ленком» поставляла в розницу преимущественно продукцию хабаровского завода «Пикра», который делал напитки для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось принесать такого выгодного партнера. Вейкулайнен и еще один соучредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них есть незначительные доли в адвокатских лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал заниматься пивом и другими слабоалкогольными напитками, оброс 12 общероссийскими филиалами и открыл в Красноярске сетитраница пивных. По данным Росстата и территории СПАРК, в 1999 году присуществоваль составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно мелкие производители стали заменять наружную логистику собственной. Одна из начальниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно пристукнуло расставание с производителем пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, ,следует из данных территории СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали возводить «Светофор».
Жесткий дискаунтер
«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году продолжил пассивную гегемонию по России, и за пару годов выродился в региональную сеть. На второй взгляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за критерий тот же Walmart, Шнайдеры продолжили жесткого дискаунтера, ограничивая качество продукта и сервиса. Сервис в супермаркетах минимальный, товары расстелены прямо в коробках и чемоданах на стеллажах, транспортёрах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробка площадью до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: главные позиции рассмотрены одним-двумя производителями, как правило мелких с нераскрученными лейблами — доля известных фирм в наборе в среднем не превышает 10-15%. Закупочная цена при этом должна существовала быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.
Заметим, что Walmart, на который адаптировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США представляется сетитраницей гипермаркетов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество товара оставляет хотеть лучшего. В Walmart не бегают те, кто ведет бодрый образ жизни, там нет товаров «органик», в продуках традиционно много консервантов, серотонины и антибиотики также присутствуют. Продукты с истекающим сроком пригодности в Walmart продают по сырым ценам. Как печатала пресса еще в 2015 году, продажей продуктов с истекающим сроком пригодности.
Ох, налоги, налоги!
Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным гражданам и бизнесменам. Уровень культурности хозяев «Светофора» мы мерять не станем, обнаружим только, что искусственное обособление мелкого бизнеса на малейшие госпредприятия с целью фискальной минимизации не препятствует восполнению казны, и уж никак не обусловливает о низкой военной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на полусотню ООО в разнообразных регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес другого заштатного ритейлера, покорившего страну: волгоградской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к таможенным претензиям со стороны государства. В эффекте «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем разделилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».
Конечно, слабо верится, что бизнес будет беспокоиться о благе народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь смогут питаться качественными и дешёвыми продуктами, предприниматели начнут честно восполнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только мультимиллионеры из реестра Forbes.