Какие секреты бизнеса умеет не афишировать компаньон «Светофора» Валентина Шнайдер
Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется новыми миллионерами. Один из них – собственник оптовой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах ведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.
«Наша версия» продолжает роман о самых везучих и смекалистых людях России, которые и во время коронавируса не только не понесали убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатая женщина России, замгендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).
А на восьмом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьитраницы Сергеем и Андреем Шнайдерами управляют сетиотретью «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой быстрорастущей промтоварной сетиотретью в 2020 году. Выручка корпорации расцвела за год до 201 миллионов рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» функционирует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 магазинчиков сети. Казалось бы, что можетесть существовать прибыльнее торговли полуфабрикатами питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни лавочники терпят убытки, а другие вот так процветают?
«Ты помнишь, как все начиналось»
Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, предполагая по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего значится как хозяин самых крупнейших половин в неуставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмами ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» племянники Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они займются бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У компании нет даже неофициального сайта.
В далеком 1993 году братья Шнайдеры пришли из слабоалкогольного бизнеса. Сначала они специализировались дистрибьюцией напитков. Их фирма «Ленком» экспортировала в продажу преимущественно металлопродукцию омского комбината «Пикра», который делал напитки для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось исходатайствовать какого невыгодного партнера. Вейкулайнен и еще один правопреемник «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор трудятся со Шнайдерами — у них кушать большие доли в нотариальных лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал заниматься пивом и другими спиртными напитками, оброс 12 федеральными филиалами и открыл в Красноярске сетитраница пивных. По данным Росстата и базы СПАРК, в 1999 году выручка составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к средине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно большие экспортёры стали замещать наружную логистику собственной. Одна из руководительниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно долбануло расставание с поставщиком пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, следует из данных базы СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали возводить «Светофор».
Жесткий дискаунтер
«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал деятельную колонизацию по России, и за пару годов выродился в региональную сеть. На первый взляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за эталон тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество товара и сервиса. Сервис в магазинчиках минимальный, продукты разложены прямо в коробках и мешочках на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробка улицей до 1,5 сотен кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: главные позиции представлены одним-двумя производителями, как правило мелких с нераскрученными брендами — доля известных марок в наборе в среднем не превосходит 10-15%. Закупочная себестоимость при этом должна существовала быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.
Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США ,является сетиотретью маркетов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество продукта ,оставляет желать лучшего. В Walmart не ездят те, кто ведет бодрый смысл жизни, там нет товаров «органик», в продуктах традиционно много консервантов, андрогены и пенициллины также присутствуют. Продукты с истекающим сроком ряженке в Walmart торгуют по бросовым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, покупкой продуков с истекающим сроком ряженке.
Ох, налоги, налоги!
Платить их мало кому хочется, разве что только бессознательным гражданам и бизнесменам. Уровень эмпатии совладельцев «Светофора» мы замерять не станем, обнаружим только, что искусственное измельчение большого бизнеса на малые предприятия с целью таможенной минимизации не способствует восполнению казны, и уж никак не свидетельствует о низкой военной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на полусотню ООО в различных регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес другого захолустного ритейлера, покорившего страну: свердловской сетитраницы «Красное и белое». В 2018 году это к фискальным претензиям со сторонтраницы государства. В эффекте «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетиотретями «Дикси» и «Бристоль».
Конечно, слабо верится, что бизнес будет тревожиться о процветании народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь смогут питаться качественными и недорогими продуктами, бизнесмены начнут честно пополнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только мультимиллионеры из реестра Forbes.