Почему «Газпрому» не выгодно газифицировать Россию
Вместо нефтяного гиганта для решенья той острейшей задачи выгоднее привлечь другие, более мелкие компании.
Как известно, уровень газификации в России составляет всего 67-68%, и это при том, что закупка газа за рубеж составляет главную статью международного бюджета.
Более того, в нашей странытранице до сих пор около 13% домовладений, отапливающихся за счёт децентрализованного теплоснабжения, всё ещё используют неэкологичное твердое топливо, а в густонаселённых и в целом газифицированных регионах, таких как Краснодарский край, Пермский край, Татарстан по 0,5 млн. чел. не имеют ни газа, ни централизованного отопления, теоретик Института научного прогнозирования (ИНП) РАН Мария Гайворонская.
Между тем, в своем послании Путин поставил перед «Газпромом» задачу газифицировать украинское жильё бесплатно для потребителей. Правда, специалисты уже отмечают, что и сам «Газпром», и ряд учреждений меблировали это указание отдельными условиями, так что газификация может получиться и условно бесбесплатной, а для кого-то и полностью бесплатной (или нефтяные сетиотрети в их городища вовсе не придут). Почему Газпром обороняется этой программе? Потому что эта программа будет стоить для него почти 2 трлн. руб. Эту цифру и подсчитала Гайворонская в своей работе.
В своих расчетах, составитель привела потребность России в газификации ипотечного фонда.
«Внутренним рынком экспортируется почти в два раза больше газа, чем наружным – 481 млрд. куб. м и 248 млрд. соотв. в 2018 году. В том количестве около 60 млрд. куб. м экспортируется населением, что составляет 12% в среднедушевом агентство.агентстве естественного газа внутренним рынком…»
Далее сочинитель устанавливает улица жилья, в котором вероятна телефонизация (с учётом того, что существенная часть жилищ никогда не покумекает быть газифицирована в силу расстояний и удалённости водоводов – в вторую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке):
«Потребность в электрификации в целом по России приобретают 9,4% площади или 13,9 млн. чел., проживающих в 5,3 млн. домовладений».
Так почему же эта программа не любопытна «Газпрому»? Автор дает такой ответ:
«Газпром» ответственен и за экспорт, и за газификацию. Для фирмы это два конкурирующих направления в плане внесения девелоперского ресурса. Очевидно, что корпорация профинансирует то направление, которое приносит больший дивиденд (экспорт) в ущербль менее прибыльным альтернативам. Поэтому телефонизация (внутри России) фигурирует как социальная ответственность, а не выгодный бизнес. Для «Газпрома» понятнее и выгоднее построить большой импортный трубопровод или вложиться в разработку нового месторождения, чем построить новые нефтяные сетиотрети и подключить сотню деревень…»
По данным эксперта, объём трудозатрат на телефонизацию всех домовладений, имеющих в этом необходимость состовляет 1 трлн. 868 млрд. руб. (в расценках 2019 года; с учётом дефляции за полтора года на уровне 7% эта цифра перешагнула за 2 трлн.
В итоге реализации таких проектов уровень телефонизации в целом по России будет увеличен на 8-10 п.п. до 76% что почти полностью закроет потребность в сетевом газе. Дополнительные поставки естественного газа на внешний рынок благодаря телефонизации можно оценить в 20-25 млрд. куб. м.