Речь идет о скачке цен на топливо, произошедшем прошлой весной. Как заявил замглавы ФАС Андрей Цариковский, пока под подозрением находятся два крупных игрока нефтяного рынка
Он отметил, что ведомство тщательно изучило данные с биржи за тот период. Как утверждают в ФАС, ведомству удалось обнаружить факт сговора трейдеров, который в скором времени станет предметом уголовного расследования. При этом никаких подробностей в ведомстве не приводят.
Речь идет о резком скачке цен на топливо, произошедшем в апреле-мае прошлого года. Изначально чиновники обвиняли в произошедшем экспортеров сырья. Затем профильные ведомства правительства признали свою неправоту и попытались списать все на несовершенство фискального законодательства. Рост цен удалось остановить только путем заключения соглашения с крупными нефтяными компаниями.
При этом доставалось и трейдерам. Высказывались даже предложения ввести запрет на их участие в биржевых торгах нефтепродуктами. Некоторым игрокам даже ограничивался доступ к бирже. Впрочем, в конце ноября за трейдеров вступился ЦБ, участвовавший в обсуждении ситуации с ценами на горючее. Регулятор заявил, что влияние трейдеров на розницу крайне ограничено, а потому их действия не способны привести к серьезным искажениям стоимости топлива.
Как рассказали эксперты, в торгах на нефтяном рынке участвуют несколько десятков независимых покупателей. По мнению экспертов, крайне маловероятно, чтобы независимые трейдеры смогли разогнать цены.
В Российском топливном союзе отмечают, что между трейдерами и ФАС регулярно возникают споры по поводу объективности биржевых котировок. Трейдеры имеют возможность для манипуляции ценами на бирже влияя на «баланс спроса и предложения». Именно данное обстоятельство и рассматривается ФАС, как повод для предъявления трейдерам претензий. В соответствии с действующим законодательством, если производитель поставляет на биржу 5% и более дизтоплива и не менее 10% бензина, то цена, по которой топливо продается на бирже, признается рыночной.
Трейдеры хотят, чтобы на биржу поступало как можно больше топлива, произведенного в стране. Это позволит им увеличить обороты и, как следствие, доходы. Не исключено, что трейдеры порой могут действовать сообща, чтобы повлиять на биржевые цены, говорят эксперты. При этом они сомневаются, что ФАС сможет доказать факт ценовых сговоров.
Аналитики отмечают, что цены на автомобильное топливо в России пошли в верх из-за совокупности целого ряда причин. При это основной причиной они склонны считать отношение государства к топливному сектору, а не действия нескольких игроков. Они отмечают, что правительство, по сути, выигрывает от более высоких цен, поскольку их рост влечет за собой повышение налоговых поступлений. Эксперты убеждены, что новое подорожание лишь вопрос времени, и зависеть оно будет не от трейдеров, а от обстановки на рынке. Решать данную проблему властям придется вновь сев за стол переговоров с нефтяниками, поскольку других инструментов контроля цен у них нет, заключают они.
Анна Петрова
Источник: