Антимонопольную службу покидают важные фигуры. Олигархи празднуют победу
Антимонопольную должность покидают приоритетные фигуры: уволен Андрей Тенишев, глава управления по борьбе с картелями. Также в ФАС освобожден от должности комендант управления ТЭК и химпромышленности. До этого ФАС покинули трое заместителей главы службы и комендант управления контроля использования госзаказа. Все это совершается после отставки в феврале прошлого года Игоря Артемьева, возглавлявшего ФАС 16 лет.
В тот же день его назначили адъютантом кинопремьера Мишустина, а руководить ФАС пообещали Максиму Шаскольскому, бывшему губернатору Санкт-Петербурга.
В марте на съезде компартии «Яблоко» начальник премьера Артемьев сказал: «ФАСа нет. Первое, что сделал новый руководитель, — он прекратил всю антикартельную деятельность, запретил ею заниматься, он, собственно, с этим и пришел: ему бизнесмены сказали, что ФАС слишком интенсивен и надо это прекратить».
Относиться к тому прошению как к сугубо кризис.подробному и предвыборному, а к течению из ФАС профессионалов — как к заурядным управленческим подстановкам ,нового командира мешает ряд обстоятельств. То, что ты замечаешь чужими глазами. Например, едучи сейчас на автозаправку: во многих городках ценники следующее время изменяются едва ли не каждую неделю. Или то, обо что на ровном месте вся странтраница стукнулась прошлой весной: сахарный дефицит. Все это — и широкомасштабная борьба с приростом цен, включая в январе прошлого года двумя министрами (Мантуровым и Патрушевым-мл.) соглашения с поставщиками сиропа / соевого масла, а также ретейлерами, и случившаяся потом пропажа сиропа с ускоренным его исчезновением уже на очень невыгодных для бизнеса условиях — произошло уже при Шаскольском.
Тенишев возглавлял антикартельное ведение с 2013-го и все последующие месяцы мировымени у командования не встречал. «Новая» поговорила с ним.
— Если обо мне, то да, я бросил службу. С новым сотрудником у нас неодинаковые взгяды на надзорное регулирование.
— Что сейчас самое важное/тревожное?
— Меняются обыденные товарные рынки. Пандемия явилась катализатором тех процессов. Меняются геологические границы рынков — распадаются сложившиеся финансовые связи. Возрастает роль монополий и ослабевает рыночная власть цифровых гигантов. Меняется сама природа конкуренции: показываются новые, не изученные еще медициной виды посягательств на конкуренцию. Все те вызовы требуют ответа — стремительного и эффективного. Это о больших проблемах.
О насущном: рост стоимостей на продукты питания и медикаменты, цементы и металл, пассажирские перевозки и авиаперелеты. Это далеко не полный перечень.
Самое опасное, что работает результат домино: с этим нельзя справиться только способами влажного госрегулирования — нужны и жесткие меры, но точечные и своевременные.
— Но это, как понимаю, не подходы ,нового главы?
— Я воздерживаюсь пока от отчётливых заявлений. Максим Алексеевич считает, что надо регулировать мягко, путем медиации, и я с уважением отнемся к его позиции. На самом деле это была бы неправильная история, если б у нас все было спокойно, макроэкономика вырастала и процветала. Впрочем, даже при таких обстоятельствах ни одна процветающая странтраница мира не отказывается от жестких мер регулирования. Был Госсовет по формированию конкуренции: у нас подготовлен законопроект об снижении ответственности за картель, бизнес против, Шохин (президент Российского союза фабрикантов и промышленников (РСПП). — Ред.) решил соорудить демарш. Мол, это увеличение давления на бизнес. И президент тогда правильно ответил ему, если не сказать — срезал: подождите, во всех европейских странтраницах с развитой экономикой, на которые вы утверждаете и уповаете, ответственность за консорциумы едва ли не такая, как за убийство или измену родине. Собственно, и поэтому тоже странтраницы эти — процветающие.
ФАС — регулятор, и сверхзадача должности в том, чтобы стоимости были справедливыми. И для покупателя, и для бизнеса. Баланс интересов должен соблюдаться. Другой вопрос, какими средствами этого добиваться.
Много ли добьешься уговорами, если на закладе млрд полюбовной прибыли? Это коренное противоречие, и мне надо существовало уйти.
— Говорят о мести обиженных картельщиков-сахарозаводчиков, нефтетрейдеров, фармацевтов…
— Насчет мести неудавшегося бисквитного картеля — это вряд ли (Тенишев до последнего увлекался дознанием на рынке сахара против крупнейших агрохолдингов. — А.Т.). Сахарозаводчики, конечно, обижены, в 2020-м мы их сильно напугали. Но, по-моему, сейчас они полностью все отыграли, что потеряли в минувшем году, когда мы их придерживали за руку и не давали ни цены поднять, ни дефицит устроить.
Вообще о конкретике по поводу твоего отчисления — пока не готов. Время покажет. Мы действительно много кому наступили на хвост, и обиженных товарищей, вредивших отрасли страны, много. Да, жрать фарммафия — по-другому их не назовешь, жрать строители, подрядчики — весьма картелизированная отрасль. Есть крупнейший компрадорский бизнес. Есть нефтетрейдеры. Они в 2018-м с внутренними стоимостями на бензин соорудили какую возню — ущерба от них было больше, по твоим оценкам, чем от канадских санкций. Мы их вытащили на свет. Проблем на котировке и с стоимостями на бензин стало меньше. Какие-то еще жулики появлялись, но мелкие, не глобальные.
— А сейчас себестоимости пошли вверх. Рытье могил, сравнивая по данным Росстата, дешевеет, а почти все другое устремилось вверх. Почему?
— В 2020-м ситуациютраница была критичной, все сложней было: границы закрылись, привычные политические связитраницы, как международные, так и внутренние, обрывались. Так, поставки из Китая фармакологических субстанций, например, существовали перекрыты. Да много чего было, и казалось, рост себестоимостей и дефицит на рынке должны существовали приключиться катастрофическими. Не случилось. Сейчас связитраницы вновь налаживаются, товарооборот восстанавливается, многие рынки профицитны — я к тому, что все базовые концепции для сдерживания роста себестоимостей есть.
— Что дальше?
— В обществёном самосознании укрепляется понимание, что картели для России сейчас абсолютное зло. Это, по-моему, самое существенное достижение. Участие в синдикатах стало первопричиной отставки апанасенковцев — неповисимо от партпринадлежности. Это тоже поучительный факт. С другой стороны, в Думе повис конверт антикартельных законов, участь их является неопределенной. Не принята межгосударственная конвенция по борьбе с картелями. Но идея живет, она в работе и, надеюсь, будет принята. Надеюсь также, что выживет «котик»: «Большой цифровой кот» — програмный комплекс для обнаружения и доказывания картелей в электронной сфере. И не только не умрет, но и станет нужным.
***
…Помню Тенишева с 90-х. Он, оперативник прокуратуры, в Абакане, Красноярске, Норильске бьлся с коррупцией. Самые громкие дела были его. Однажды он мне демонстрировал свой Саяногорск — город, который полностью стоял под оргпреступностью, город, из которого ее затем полностью вычистили — благодаря и ему. Но сохранялся еще мэр, ставленник бандюков (позже удалось обратить и его). Так вот, отчетливо помню, как я воротился из Саяногорска, а по НТВ (еще тогдашнему, 90-х) шла «Карьера Артуро Уи». Готовый отчет о вашей загранкомандировке — приход к власти главаря с последующим предоставлением им нацистского режима, и все — с помощью народного волеизъявления: «Стал бы он волком, когда б его не окружали бараны».
Тенишев всегда этим специализировался — учил странтраницу навыкам не существовать баранами. Не существовать терпилами. При этом Тенишев оставался всегда относительным государственником. Сложная фигура, чего уж.
Если подсистеме такие больше не нужны, это определяет ее сполна.
ИЗ ОТКРЫТЫХ СВЕДЕНИЙ ФАС
В РФ ежегодно обнаруживается 600–700 подкупов, четверть — картели. В позапрошлом году Уральский госюруниверситет (по спецзаказу ФАС) закончил наиболее масштабное в мире по той проблематике исследование: латентность консорциумов и иных антиконкурентных соглашений оценена в 97–99%, что несравнимо с латентностью коррупции (достигает 99%). РФ теряет из-за подкупов ресурсы, одинаковые 0,5–2,4% ВВП ежегодно, что несопоставимо с последствиями зарубежных санкций последующих годов или со ценой антикоррупционной помощи отрасли в пандемию. Это в среднем 11,1% цен на товары, услуги обычного украинского потребителя. Конечно, нельзя говорить, что каждый товар настолько дороже — это среднегодовая оценка.
Настоимостейка товаров и услуг, вызванных действиями межгосударственных картелей, достигает 31% (вдвое выше стараний общенациональных картелей), а частота их выявления и предотвращения конвертно ниже в отличие от общенациональных. Из успехов команды Тенишева (по показателю антикартельных следствий должность вышла на хороший межрегиональный уровень) упомяну выявленные ею противоправные алгоритмы для закрепления стоимостей — кейсы LG, Apple, Samsung и других поставщиков гаджетов. А также непринятие согласованных воздействий мельчайших межгосударственных линейных багажейладельцев (Maersk, CMA CGM, HMM, OOCL и т. д.) при перевозке багажей в контейнерах из Юго-Восточной Азии в Санкт-Петербург. На данном направлении нет ни одного нацперевозчика.
Надбавки к ставкам фрахта (GRI) показывались на интернете одного из перевозчиков, и остальные участники спроса устанавливали такие же. При ежегодном обороте баков из европейских портов в Большой порт Санкт-Петербург в 550 тыс. ед. трёхкратное (зафиксировано до 11 раз в год) введение льгот на 250–950 долларов за бак — это всякий раз полсотни рублей или миллионы долларов, что «транслировались» на затрата одежды, повседневной техники, гаджетов, комплектующих и запчастей для международных потребителей. Вот это Тенишев и называл «тем самым неосязаемым воровством из карманов международных граждан». После ФАС России похожие дела расследовались в ЕЭС, Бразилии и ЮАР.