Третью взлетно-посадочную полосу (ВПП-3) в аэропорту не успеют построить к началу чемпионата мира по футболу, – констатировали участники межведомственного совещания, состоявшегося в марте у заместителя министра транспорта, бывшего главы Росавиации . Это строительство было включено в программу подготовки к мундиалю и являлось самым затратным ее проектом: затраты на нее оценивались в 55,7 млрд рублей, еще 8,4 млрд рублей потребовалось на выкуп у жителей земель под санитарно-защитную зону. По данным агенства , 66% крупнейшего в России аэропорта принадлежит компании TPS Avia, 30,43% остаются в собственности Росимущества. В TPS Avia 65,22% акций владеет траст, действующий в интересах семей Александра Пономаренко и , 34,78% – .
На начало марта сама ВПП-3 была готова всего на 55%, готовность трех рулежных дорожек составляла от 39 до 90%, анализ ситуации говорит о невозможности завершить работы в сроки, установленные программой ЧМ-2018 (май), сказано в докладе заказчика работ – . В нем перечислены причины отставания от графика: долгое урегулирование вопросов по переносу газопровода и нефтепродуктопровода и по оформлению участков, суды с жителями о выкупе земель под строительство, сложная геологическая структура местности. Построенную полосу еще должен проверить Ростехнадзор и сертифицировать, поэтому реальный срок ввода ее в эксплуатацию – сентябрь 2018 года, говорится в документе. При этом еще год назад Росавиация решила, что ВПП-3 будет запущена к ЧМ-2018 в усеченном виде, без одной магистральной и трех дополнительных рулежных дорожек, их достроят в 2018–2020 гг.
Большой удачей будет, если успеют запустить ВПП-3 к концу года, говорит топ-менеджер крупного аэропорта. Ведь за месяц до ЧМ-2018, в середине мая, все стройки надо будет свернуть по требованию ФСБ – объекты начнут готовить к приему гостей чемпионата, проверять безопасность, добавляет собеседник. Председатель совета директоров «Шереметьево» рассказывал , что для аэропорта критически важно, чтобы ВПП-3 была запущена в 2018 году, чтобы аэропорт мог прекратить эксплуатацию сильно изношенной ВПП-1 и начать ее ремонт. Запуск ВПП-3 позволит увеличить количество взлетно-посадочных операций в аэропорту с 55 до 90 в час.
Есть риск не успеть с более простым и менее проблемным объектом – второй взлетно-посадочной полосой в «Домодедово» (ВПП-2) стоимостью 12,85 млрд рублей У аэропорта есть две полосы, строящаяся заменит одну из работающих, которая станет рулежной дорожкой. ВПП-2 готова на 80%, но у подрядчика («Строительное управление – 1») нет средств на работу, доложила Росавиация. В 2016 году СУ-1 было признано банкротом, введена процедура наблюдения, ему сложно привлекать оборотный капитал, получать авансы у Росавиации, объясняет федеральный чиновник. На такой высокой степени готовности найти нового подрядчика невозможно, СУ-1 само достроит объект, но, видимо, запустят его после ЧМ, добавляет собеседник. О возможном запуске после чемпионата знает также человек, близкий к Минтрансу.
Как сообщало агенство , через TPS Avia Group Скоробогатько, Пономаренко и Аркадий Ротенберг владеют «Шереметьево холдингом» – с 2016 года контролирующим акционером «Шереметьево». В этом же году в тендерах на терминал В ($300 млн), межтерминальный тоннель ($330 млн) и вторую очередь грузового терминала ($45 млн) победила компания «Энерго-строй», также принадлежащая трасту Скоробогатько и Пономаренко, а также Игорю Ротенбергу. Строительство этих объектов тоже должно было быть завершено к началу футбольного чемпионата. Генеральный директор международного аэропорта «Шереметьево» — фигурант рейтинга .