РЖД создаст отдельную структуру для управления инвестициями в проектах государственно-частного партнерства, об этом «Ведомостям» рассказали два человека, близких к компании, и подтвердили два сотрудника РЖД. Решение, по их словам, было принято правлением монополии в середине марта. Представитель РЖД отказался от комментариев, поскольку протокол заседания пока не подписан.
Новой структуре будут переданы доли РЖД в концессионных проектах, рассказывают собеседники «Ведомостей». Сначала – в проекте «Северный широтный ход» (СШХ), затем – в проектах железных дорог Элегест – Кызыл – Курагино и к Эльгинскому угольному месторождению «Мечела». Их стоимость – около 400 млрд руб. РЖД участвует в них вместе со «Спецтрансстроем» Юрия Рейльяна; ТЭПК Руслана Байсарова и УК «Лидер»; «Мечелом» и Газпромбанком.
Сейчас переговорами по концессиям занимается департамент инвестиций РЖД, а доли в них оформлены на ее «дочку» – «КРП-инвест». Ей принадлежит, по данным СПАРК, 49,9% ООО «СШХ», 24,9% АО «Скоростные магистрали» (создано для проекта ВСМ), а также доли в различных структурах РЖД, не имеющих отношения к концессиям. Например, в «РЖД-технологиях», «РЖД интернешнл», «ОСК инфотрансе» (везде по 100%), «Цифровой логистике» (51%). Набор таких разных активов может осложнять переговоры о кредитах – по каждому придется предоставлять информацию банку, отмечает человек, близкий к РЖД.
Одобрения совета директоров для создания компании не потребуется, рассказывает он: активы при передаче будут оцениваться по доле в уставном капитале проектных компаний, а он обычно не превышает 100 млн руб. В новой структуре будет работать до 50 человек, говорит собеседник «Ведомостей». Передача ей управления проектами ускорит принятие решений, надеются он и сотрудник РЖД: согласование в монополии проходит сложно. Например, в проекте СШХ необходимо выбрать проектировщиков, кредитора, вести переговоры с рабочей группой Минтранса, уточнять детали концессионного соглашения, перечисляет человек, близкий к одному из участников проекта.
Обособление концессионных проектов упростит получение кредитов, говорят собеседники «Ведомостей». РЖД ведет переговоры с несколькими кредиторами по проекту СШХ, знает человек, близкий к одному из участников проекта.
Обсуждалась возможность выпуска облигаций новой компанией, рассказывает другой источник «Ведомостей». Платежи по таким бумагам отдельной структуры могут быть привязаны к условиям концессионного соглашения, отмечает управляющий партнер NSP Александр Некторов.
Стройки, инвестициями в которые предстоит управлять новой компании, пока не начались. Заявка по железной дороге к угольному месторождению Эльга не подана в правительство, концессионное соглашение по СШХ пока не подписано, а по «Кызыл – Курагино» подписано, но не объявлено о соглашении по финансированию проекта.
Рейльян, Байсаров и представитель «Мечела» отказались от комментариев. Пока не ясно, удастся ли передать дорогу в концессию, говорил недавно в интервью «Ведомостям» гендиректор «Мечела» Олег Коржов.
Концессионных проектов РЖД может стать больше. Например, обсуждается строительство по концессии высокоскоростной магистрали Москва – Казань (с первым участком до Владимира), но заявка пока не подана в правительство.
Создание у РЖД отдельной структуры по типу «Автодор-инвеста» у госкомпании «Автодор», которая обладает собственными средствами, полученными от головной компании, и может вести переговоры, существенно ускорило бы принятие решений, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. РЖД пытается разделить риски концессионных и других проектов: это типичный подход при управлении концессиями во всем мире, рассуждает партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов. Он позволяет привлекать кредит под пул проектов, отмечает юрист. Концессионные проекты капиталоемкие, они могут стать как прорывными, так и проблемными для РЖД, если их финансовая эффективность и прозрачность будет так же невысока, как по РЖД в целом, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Отдельная структура должна усилить контроль за прозрачностью финансовых потоков и процедур выбора подрядчиков, считает он.