Московский Департамент здравоохранения в условиях пандемии коронавируса, похоже, поставил на поток раздачу сомнительным фирмам подрядов на ремонт медучреждений. Информация о таких контрактах на сайте госзакупок появляется задним числом, а в итоге компания с одним сотрудником умудряется осваивать в день по 27 миллионов, а другая — со штатом аж в пять человек — исчезает с объекта, даже не приступив к работам. О подробностях сомнительных сделок и ответственных за них лицах — в материале ПАСМИ.
Первый раз в поле зрения редакции Первого антикоррупционного СМИ ГБУЗ «Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы» — «дочка» столичного Департамента здравоохранения — попала в прошлом месяце. Журналисты обнаружили, что бюджетное учреждение доверило стройку на 130 миллионов рублей компании с одним сотрудником. Подрядчик ООО «Монтажконструктив» к моменту заключения договора не имел опыта и не стоял на налоговом учете, но тем не менее за два дня сумел выполнить и сдать строительно-монтажные работы на 54 млн рублей.
Спустя несколько часов после публикации расследования столичная Дирекция развития объектов здравоохранения в экстренном порядке опубликовала информацию об аннулировании другого контракта, до боли похожего на описанный в статье.
Контрактное дежавю
Данные о госконтракте ГБУЗ «Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы» на аварийно-восстановительные работы в филиале детской городской поликлиники № 69 стоимостью 43 млн 339 тыс. рублей появились на официальном портале госзакупок 30 апреля 2020 года. Подрядчиком стало ООО «Проф Инвест Групп».
Как и в случае с описанным ранее контрактом с компанией «Монтажконструктив», исполнитель работ был выбран на неконкурентной основе. Основание для заключение контракта с единственным поставщиком аналогичное — для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации в режиме повышенной готовности.
Объединяет два контракта и еще одно — весьма странное — обстоятельство: договор с подрядчиком заключен задолго до размещения информации о контракте. «Монтажконструктив» приступил к работам 10 марта, тогда как информацию о договоре на официальном портале госзакупок разместили 24 апреля. Соглашение с «Проф Инвест Групп» столичная Дирекция развития объектов здравоохранения подписала 2 марта, а условия соглашения опубликовала лишь 30 апреля.
«Заминку» можно объяснить тем, что распоряжение Минфина об упрощении процедуры закупок в связи с экстренными «вирусными» условиями вышло 19 марта, и неконкурентный выбор подрядчика до этого момента всегда вызывал много вопросов. Хотя остались они и сейчас, — в отличие от поставок оборудования или лекарств строительно-монтажные работы, если речь не идет о «ковидных» корпусах, неотложной необходимостью объяснить сложно.
Но еще более странным кажется то, что заказчик, наделенный правом выбирать исполнителя из широкого ассортимента московских компаний с достаточным опытом, репутацией и ресурсами, почему-то упорно склоняется к фирмам с признаками однодневок.
Напомним, организация «Монтажконструктив», которая получила контракт на 130 миллионов, деятельность до 2020 года не вела, на налоговом учете не стояла, а в штате у нее всего один сотрудник — гендиректор и учредитель Алексей Чаплыгин.
Похожая ситуация и с «Проф Инвест Групп» — в ее штате пять человек. Компания существует всего год, но ИФНС уже заблокировала ее счета, что свидетельствует о нарушении налогового законодательства. Опыта в области строительства и активов для ведения этой деятельности у компании нет.
Зато у директора фирмы — Магомеда Тельхигова — есть свое ИП — оптовая торговля фруктами и овощами. А схема по выводу средств через ИП — один из самых распространенных способов легализации средств в России.
Разорванные надежды
Впрочем, освоить бюджет на своем первом госконтракте «Проф Инвест Групп», если верить запоздавшим данным заказчика, не успела. 30 апреля — в день размещения информации о госзакупке — «дочка» Депздрава спешно расторгла договор с этой компанией в одностороннем порядке.
Прекращение отношений с «Проф Инвест Групп» «Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы» оформила, даже не дожидаясь выплаты штрафа, — подрядчик получил требование об уплате неустойки в 73 тысячи рублей тоже 30 апреля.
Финансовые претензии к компании были выдвинуты за то, что работы на объекте попросту не велись. Как следует из претензионного письма, пятеро сотрудников «Проф Инвест Групп» не смогли закончить даже укладку бордюрного камня и покраску двух кабинетов. Кроме того, в ходе проверки были выявлены отклонения от строительных норм, проектной документации, появились замечания по качеству работ и соответствию применяемых стройматериалов и оборудования.
Исходя из текста претензии, первое извещение об обнаружении дефектов на объекте капитального ремонта подрядчик получил 8 апреля, но выявленные недостатки не устранил. После чего в адрес «Проф Инвест Групп» направлялись еще несколько предупреждений, на которые также не последовало никакой реакции. Компания не только не приступила к ремонту, но даже не прислала на объект своего представителя для встречи с ревизионной комиссией.
С учетом срока простоя подрядчик и получил штраф почти в 73 тысячи рублей, а вместе с ним — извещение о расторжении договора со стороны ГБУЗ «Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы» в одностороннем порядке.
вставить извещение
Предпраздничный переполох
ПАСМИ попросило прокомментировать данные документы экспертов в области строительства. К содержанию претензионных документов замечаний не возникло, однако все собеседники редакции отметили другую странность. Как правило, штрафные санкции выдвигаются в течение 10 дней с момента замечания, на которое не среагировал подрядчик. С учетом того, что первые дефектные ведомости в адрес «Проф Инвест Групп» были отправлены 8 апреля, так что извещение о выплате неустойки компания должна была получить примерно 18 апреля, а никак не 30-го.
Но если с неустойкой заказчик не спешил, то с расторжением контракта явно поторопился. По словам экспертов, контракты не расторгаются сразу после начисления неустойки, ведь основной смысл штрафных санкций — именно в том, чтобы подстегнуть и дисциплинировать подрядчика.
В данном же случае информация о финансовых претензиях на сайте госзакупок появилась 30 апреля в полдень, а уже вечером московская Дирекция развития объектов здравоохранения загрузила данные об аннулировании договора.
С учетом того, что сами контракты заказчик публиковал с опозданием почти в два месяца, такая спешка в короткий предпраздничный день больше напоминает попытку замести следы.
Безответственные лица
По сути, разорванный контракт с «Проф Инвест Групп» и упущенное время ремонта могут быть признаками преступления по статье 293 УК РФ — «халатность». Сотрудники Дирекции развития объектов здравоохранения города Москвы, возглавляемой Аленой Галайко, самостоятельно выбирая подрядчика, вполне могли предугадать последствия заключения контракта с фирмой без опыта работы, штатов и активов.
О прямом ущербе госбюджету говорить сложно — по данным контракта с «Проф Инвест Групп», аванс фирме выплачен не был. Но поскольку эта информация была опубликована «задним числом», то у подрядчика было время «подправить» содержание в нужном русле.
Получить комментарии у директора «Проф Инвест Групп» Магомеда Тельхигова корреспондентам ПАСМИ не удалось, поскольку по контактному телефону этой организации никто не отвечает. Кстати, с руководителем ООО «Монтажконструктив» Алексеем Чаплыгином редакция не смогла связаться по тем же основаниям.
На сегодняшний день договор между Дирекцией развития объектов здравоохранения и фирмой «Монтажконструктив» остается в силе. При этом, за перечисление этой компании 54 млн рублей на второй день действия договора — 12 марта — Алена Галайко и ее подчиненные тоже могут понести ответственность, поскольку проверить качество работ и оформление документации на строительно-монтажные работы за такой срок объективно невозможно.
«Любой строитель знает, что акты КС-2 и КС-3 ни один заказчик быстро не подпишет, поскольку к ним идёт целый пакет исполнительской документации. Это все многократно проверяется и корректируется», — объяснили журналисту ПАСМИ собеседники из сферы строительства.
Между тем, через ГБУЗ «Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы» проходят колоссальные бюджетные деньги — учреждение являлось заказчиком в государственных контрактах на сумму более чем в 55 млрд рублей. Контролировать расходование этих средств должен учредитель Дирекции — столичный Департамент здравоохранения, который возглавляет Алексей Хрипун. А Хрипун, в свою очередь, держит отчет перед заместителем мэра Москвы Сергея Собянина Анастасией Раковой.
Однако, сомнительные контракты с подрядчиками, которые осваивают бюджет на фоне пандемии и экономического кризиса, похоже никого не интересуют.
Чтобы узнать мнение чиновников по этим вопросам ПАСМИ направило информационные запросы во все вышеперечисленные структуры.