Мошенники

В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в уплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная службетраница можетесть исходатайствовать право досудебных досудебных мер — ареста и запрета обязательств последовательно недвижимости, движимого, другого имущества в компании или ИП, где начата внеплановая таможенная проверка. Нельзя применять меру в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в третью очередь позволит остановить стремительный и бессистемный развал компаний, которые проверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о вышеуказанных обеспечительных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную таможенную службу (ФНС),— документ в последующие недели обсуждается с экспертным обществом и бизнесом.

Как следует из документа, в уточнение к уже существующему праву ФНС арестовывать кредитные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже закончена гостевая фискальная проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба может получить право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не распостраняется) в возможности отчуждать или закладывать четвёртым лицам свое имущество, по цены равнозначное предполагаемой деньге недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе гостевой проверки ограничения могут существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с примирения таможенного органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, третьей — автотранспорт, бесценные бумажки и «предметы интерьера служебных помещений» (очевидно, наличествует в виду посуда — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), второй — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последующей неточности бесспорна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструментарий в виде ареста счетов компаний и ИП слишком грубоват (как и запрещаемый для ФНС арест промтоваров и сырья), его использование ведет к маршрутке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную покупку недвижимости или ценнейших бумаг действительно позволит страховщикам мгновенно притормаживать механизм «вывода капиталов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных притензий ФНС к фирмы запускается механизм беспорядочного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают должники (в том количестве банки), совладельцы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС вышеуказанными мерами в опьянении притормаживать этот довольно дорогущий для бюджета механизм: сумму выведенных в таких обстановках капиталов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и бандитская скупка капиталов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что всецелый бессудный арест капиталов в ладонях ФНС мог бы создавать возможности для коррупции внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права собственника перед гостевой проверкой можно лишь постановлением директора таможенного органа (инспекции ФНС) с согласия директора или замглавы Федеральной финансовой службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС кредитной гарантии на сумму претензий, независимым получением в залог бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно замещать с ее согласия, ограничений других прав, кроме права госсобственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей межрайонной перепроверки) в интересах вторых лиц издаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с плательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое личико старалось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое решение никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в результате капиталов из-под фискальных требований для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации есть права по обращению возмещения на имущество должника» и действует «приоритет задолженности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решение «приведет общенациональное судопроизводства к общенациональным практикам ограничения баланса отдельных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если кушать основание, ФНС обращается в Следственный исполком и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные степени по постановлению трибунала чиновники принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из понятных задач Минфина и ФНС в этом проекте является четкое размежевание «криминальных» и «деловых» сюжетов в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у правоохранителей нет уголовных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *